Шаг за шагом к свободному музицированию Обучение. опирающееся на развитие слуха
#561
Отправлено 15 Август 2015 - 21:01
"Даже закралась мысль найти педагога по скрипке и на старости лет попробовать хоть как-то освоить этот инструмент, чтобы лучше понять эту самую артикуляцию"
Немного о скрипичной и гитарной артикуляции.
Скрипичное легато - это когда несколько нот исполняется одним проведением смычка. Гитарное - когда после одного защипывания струны левой рукой исполняется несколько нот. Аналогия лежит в том, что несколько действий левой руки соответствуют одному действию правой.
Кроме того, на скрипке можно связно сыграть и штрихом деташе, когда каждая нота играется отдельным проведением смычка. И здесь перед скрипачами в полный рост встает ряд проблем: одна рука опережает другую; между проведениями смычка слышны паузы; интонационные проблемы.
Методы решения этих проблем известны, но "не афишируются". Ну да на гитарном форуме можно и проболтаться.
Дыры между проведениями смычка прячутся при помощи "досыланий": пока смычок еще идет вниз, предплечье уже идет вверх, а вниз смычок "досылается" движением кисти (и чуть-чуть пальцев). Аналогично в обратную сторону.
https://fotki.yandex...83/view/1178839
В вышеприведенном нотном примере показан в первых 30-ти тактах ход работы над деташе, а далее - его гитарный аналог.
#563
Отправлено 15 Август 2015 - 21:11
Сообщение отредактировал bugrov: 15 Август 2015 - 21:14
#564
Отправлено 15 Август 2015 - 21:19
Итак, главное: НИ О КАКОЙ СИНХРОННОСТИ РУК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ, ЛЕВАЯ РУКА ОПЕРЕЖАЕТ ПРАВУЮ.
Это - следствие природы музыкального звука, главное свойство которого - ВЫСОТА, она как метка файла, к которой прикрепляется все остальное: длительность, громкость, тембр, киксы, стук ногтей и т.д. Если не осознавать высоту, то не осознать и остального. Слышно, что что-то плохо, но вот что именно?
Сообщение отредактировал bugrov: 15 Август 2015 - 21:28
#566
Отправлено 15 Август 2015 - 21:38
https://fotki.yandex...83/view/1178839
При правильно сыгранном мартле в момент остановки смычка палец левой руки готовит следующую ноту.
Применительно к гитаре это значит, что в момент окончания предыдущей ноты правая и левая одновременно готовят (не играют!) следующую.
Сообщение отредактировал bugrov: 15 Август 2015 - 21:41
#567
Отправлено 15 Август 2015 - 21:50
#568
Отправлено 16 Август 2015 - 12:07
bugrov (15 Ноябрь 2014 - 20:25) писал:
bugrov (11 Ноябрь 2014 - 22:11) писал:
1) Имеет ли значение для прижимающего пальца левой руки, каким способом - апояндо или тирандо - извлекается звук?
2) Если имеет, то какое именно?
3) Можно ли этим воспользоваться и как?
4) Вопрос для эрудитов: где об этом можно почитать?
PS Через несколько дней дам подсказку
Подсказка первая (понадобится ассистент, играющий на гитаре):
Попросите ассистента прижать ре на 2-й струне, коснитесь своим пальцем пальца ассистента, которым он прижимает струну, и пусть он несколько раз сыграет ре. Проанализируйте свои тактильные ощущения.
Подсказка вторая:
Рывок струны под прижимающим пальцем, ощущаемый в момент начала звука, при тирандо заметен гораздо сильнее, чем при апояндо.
О том, как это можно использовать - чуть позже.
#569
Отправлено 16 Август 2015 - 12:18
bugrov (16 Август 2015 - 12:07) писал:
bugrov (15 Ноябрь 2014 - 20:25) писал:
bugrov (11 Ноябрь 2014 - 22:11) писал:
1) Имеет ли значение для прижимающего пальца левой руки, каким способом - апояндо или тирандо - извлекается звук?
2) Если имеет, то какое именно?
3) Можно ли этим воспользоваться и как?
4) Вопрос для эрудитов: где об этом можно почитать?
PS Через несколько дней дам подсказку
Подсказка первая (понадобится ассистент, играющий на гитаре):
Попросите ассистента прижать ре на 2-й струне, коснитесь своим пальцем пальца ассистента, которым он прижимает струну, и пусть он несколько раз сыграет ре. Проанализируйте свои тактильные ощущения.
Подсказка вторая:
Рывок струны под прижимающим пальцем, ощущаемый в момент начала звука, при тирандо заметен гораздо сильнее, чем при апояндо.
О том, как это можно использовать - чуть позже.
Приветствую,Андрей Валентинович.Как доехали?Жаль мало времени было пообщаться
#570
Отправлено 16 Август 2015 - 12:28
"Приветствую,Андрей Валентинович.Как доехали?Жаль мало времени было пообщаться"
Спасибо за теплый прием в Москве! Доехал нормально.
#571
Отправлено 17 Август 2015 - 07:53
bugrov (16 Август 2015 - 12:07) писал:
bugrov (15 Ноябрь 2014 - 20:25) писал:
bugrov (11 Ноябрь 2014 - 22:11) писал:
1) Имеет ли значение для прижимающего пальца левой руки, каким способом - апояндо или тирандо - извлекается звук?
2) Если имеет, то какое именно?
3) Можно ли этим воспользоваться и как?
4) Вопрос для эрудитов: где об этом можно почитать?
PS Через несколько дней дам подсказку
Подсказка первая (понадобится ассистент, играющий на гитаре):
Попросите ассистента прижать ре на 2-й струне, коснитесь своим пальцем пальца ассистента, которым он прижимает струну, и пусть он несколько раз сыграет ре. Проанализируйте свои тактильные ощущения.
Подсказка вторая:
Рывок струны под прижимающим пальцем, ощущаемый в момент начала звука, при тирандо заметен гораздо сильнее, чем при апояндо.
О том, как это можно использовать - чуть позже.
Понимание этого момента позволит связать музыку не с двигательными ощущениями, а с тактильными, и буквально физически ощущать, насколько движение должно опережать музыку.
Перенесение внимания с мускулов на тактильные ощущения снимает паразитные напряжения с игрового аппарата, поскольку само сосредоточение внимания на мышцах провоцирует "зажим".
Сам слух эволюционно развился из тактильных ощущений, и манипулирование тактильными ощущениями напрямую сильно упрощает "громоздкие вычисления", производимые мозгом для организации процесса исполнения музыки. Упрощенно говоря, организация движений перепоручается мозжечку (для этого и предназначенного изначально, и даже у животных прекрасно справляющегося с этим), а сам мозг формулирует задание своим архаичным подструктурам.
Один из практических выводов, который я сделал лично для себя: поскольку тирандо тактильно лучше ощущается, чем апояндо, трудные в координационном отношении места нужно играть тирандо. Хотя я, в общем, "закоренелый апояндист".
https://youtu.be/zyQ6mI8EkF0
Сообщение отредактировал bugrov: 17 Август 2015 - 07:56
#572
Отправлено 18 Август 2015 - 08:14
https://youtu.be/kAFMu3_NqME
Х. Сагрерас КОЛИБРИ
#573
Отправлено 18 Август 2015 - 10:17
bugrov (17 Август 2015 - 07:53) писал:
Понимание этого момента позволит связать музыку не с двигательными ощущениями, а с тактильными, и буквально физически ощущать, насколько движение должно опережать музыку.
Спасибо! С недавних пор стал догадываться об этом "приеме", спасибо, что подтвердили и обосновали!
#574
Отправлено 31 Август 2015 - 00:08
Антон_К (15 Август 2015 - 21:19) писал:
Артикуляцию при исполнении скрипичных пьес эпохи барокко я представлею себе такой:
https://youtu.be/ZA6AC088Q30
При лютневой манере артикуляции мне трудно уследить за голосоведением даже очень хорошо известных мне пьес (в частности, этой фуги). А может быть, ну его, это голосоведение, надо просто слушать и представлять себе атмосферу эпохи?
Сообщение отредактировал bugrov: 31 Август 2015 - 00:11
#575
Отправлено 02 Сентябрь 2015 - 09:14
bugrov (14 Июнь 2015 - 16:42) писал:
Выкладываю последний вариант "Гитара шаг за шагом к свободному музицированию", дополненный, многократно проверенный и исправленный.
В связи с началом учебного года напоминаю ссылку.
#576
Отправлено 22 Сентябрь 2015 - 11:14
Поскольку музыкальные события происходят в звуковысотной области при мало меняющемся ритме, ведущей рукой считать левую.
Все качества звука - громкость, тембр, динамические и агогические оттенки вытекают из звуковысотных тяготений. На этапе разучивания левая рука опережает правую, и обе заранее готовят ноту, которая должна прозвучать. Следует различать мышечные и тактильные ощущения, отдавая приоритет тактильным. С внутренним метрономом должно совпадать ощущение левой рукой начала звука (момент времени), а движение (протяженное во времени событие) предваряет звук. Упрощенно говоря, ритм как бы "двоится".
https://youtu.be/6PyVUJSVQho
А. Бугров ЭТЮД №1 (на координацию)
https://fotki.yandex...83/view/1115387
(ноты)
Сообщение отредактировал bugrov: 22 Сентябрь 2015 - 11:14
#577
Отправлено 22 Сентябрь 2015 - 20:23
bugrov (23 Июль 2015 - 20:09) писал:
- Правильно! А шо? Нафига, спрашивается, у пианино педаль? Аж две! Дави и вперед!
Да-да, и в "Элизе" Бетховена педаль активно используется. Наверно, неспроста? А еще мелодия должна звучать на октаву выше, а между мелодией и басом в оригинале - на октаву больше. Не сочтите за пустое критиканство, но некоторые произведения лучше не перекладывать на гитару. Хотя лично я видел 4 разных переложения "Элизе" на гитару, включая ваше. Это наверно, такая идея "фикс" у гитаристов - сыграть к "Элизе". Видимо дело в том, что произведение это кажется простым на первый взгляд, но это только кажется. В любом случае играть его надо очень уверенно, свободно, как будто дышишь, или не играть совсем.
#578
Отправлено 22 Сентябрь 2015 - 20:47
SergikMak (22 Сентябрь 2015 - 20:23) писал:
bugrov (23 Июль 2015 - 20:09) писал:
- Правильно! А шо? Нафига, спрашивается, у пианино педаль? Аж две! Дави и вперед!
Да-да, и в "Элизе" Бетховена педаль активно используется. Наверно, неспроста? А еще мелодия должна звучать на октаву выше, а между мелодией и басом в оригинале - на октаву больше. Не сочтите за пустое критиканство, но некоторые произведения лучше не перекладывать на гитару. Хотя лично я видел 4 разных переложения "Элизе" на гитару, включая ваше. Это наверно, такая идея "фикс" у гитаристов - сыграть к "Элизе". Видимо дело в том, что произведение это кажется простым на первый взгляд, но это только кажется. В любом случае играть его надо очень уверенно, свободно, как будто дышишь, или не играть совсем.
"или не играть совсем." - А Вы и не играете. Совсем!
#579
Отправлено 25 Сентябрь 2015 - 10:12
А. Бугров ЭТЮД №2 (на координацию)
https://fotki.yandex...83/view/1117091
(ноты)