Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ: Шаг за шагом к свободному музицированию - Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ

Перейти к содержимому

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Шаг за шагом к свободному музицированию Обучение. опирающееся на развитие слуха Оценка: -----

#561 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 15 Август 2015 - 21:01

Антон_К:
"Даже закралась мысль найти педагога по скрипке и на старости лет попробовать хоть как-то освоить этот инструмент, чтобы лучше понять эту самую артикуляцию"
Немного о скрипичной и гитарной артикуляции.
Скрипичное легато - это когда несколько нот исполняется одним проведением смычка. Гитарное - когда после одного защипывания струны левой рукой исполняется несколько нот. Аналогия лежит в том, что несколько действий левой руки соответствуют одному действию правой.
Кроме того, на скрипке можно связно сыграть и штрихом деташе, когда каждая нота играется отдельным проведением смычка. И здесь перед скрипачами в полный рост встает ряд проблем: одна рука опережает другую; между проведениями смычка слышны паузы; интонационные проблемы.
Методы решения этих проблем известны, но "не афишируются". Ну да на гитарном форуме можно и проболтаться.
Дыры между проведениями смычка прячутся при помощи "досыланий": пока смычок еще идет вниз, предплечье уже идет вверх, а вниз смычок "досылается" движением кисти (и чуть-чуть пальцев). Аналогично в обратную сторону.

https://fotki.yandex...83/view/1178839

В вышеприведенном нотном примере показан в первых 30-ти тактах ход работы над деташе, а далее - его гитарный аналог.
0

#562 Пользователь офлайн   Антон_К 

  • зануда
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

Отправлено 15 Август 2015 - 21:02

Всё это меня интересует всё больше и больше. Целый мир!
0

#563 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 15 Август 2015 - 21:11

Связывая половинные ми и фа-диез, мы ми делим пополам, во второй четверти прилиговывая к нему фа-диез. Эта фа-диез считается пробной, во время ее звучания исправляется интонация, и уже гарантировнно чистое фа-диез атакуется следующим проведением смычка. К нему, в свою очередь, прилиговывается соль-диез, исправляется интонация, атакуется. Далее так же присоединяется ля.

Сообщение отредактировал bugrov: 15 Август 2015 - 21:14

0

#564 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 15 Август 2015 - 21:19

На следующем этапе вторая из слигованных нот укорачивается и играется потише, "припрятывается". Потом - еще короче и тише, так, чтобы ее слышал только испонитель. На последнем этапе эта еле слышная нота играется в кистевом "досылании", о котором уже шла речь.
Итак, главное: НИ О КАКОЙ СИНХРОННОСТИ РУК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ, ЛЕВАЯ РУКА ОПЕРЕЖАЕТ ПРАВУЮ.
Это - следствие природы музыкального звука, главное свойство которого - ВЫСОТА, она как метка файла, к которой прикрепляется все остальное: длительность, громкость, тембр, киксы, стук ногтей и т.д. Если не осознавать высоту, то не осознать и остального. Слышно, что что-то плохо, но вот что именно?

Сообщение отредактировал bugrov: 15 Август 2015 - 21:28

0

#565 Пользователь офлайн   Антон_К 

  • зануда
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

Отправлено 15 Август 2015 - 21:19

А что вы думаете про это? Это действительно так играется?
Изображение
123.jpg
0

#566 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 15 Август 2015 - 21:38

Да, конечно, музыка барокко должна играться раздельным деташе, я бы сказал "очень мягким мартле", нечто вроде того, что приведено во второй половине нотного примера

https://fotki.yandex...83/view/1178839

При правильно сыгранном мартле в момент остановки смычка палец левой руки готовит следующую ноту.
Применительно к гитаре это значит, что в момент окончания предыдущей ноты правая и левая одновременно готовят (не играют!) следующую.

Сообщение отредактировал bugrov: 15 Август 2015 - 21:41

1

#567 Пользователь офлайн   Антон_К 

  • зануда
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6 446
  • Регистрация: 08 Август 08

Отправлено 15 Август 2015 - 21:50

Я же говорю - целое музыкальное измерение, которое я до этого не замечал!
0

#568 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 16 Август 2015 - 12:07

Просмотр сообщенияbugrov (15 Ноябрь 2014 - 20:25) писал:

Просмотр сообщенияbugrov (11 Ноябрь 2014 - 22:11) писал:

Предлагаю форумчанам несколько нестандартных вопросов по организации взаимодействия рук гитариста. Прижмем, например, 2-ю струну на 3-м ладу (ре) и сыграем а) апояндо и б) тирандо. Вопросы:
1) Имеет ли значение для прижимающего пальца левой руки, каким способом - апояндо или тирандо - извлекается звук?
2) Если имеет, то какое именно?
3) Можно ли этим воспользоваться и как?
4) Вопрос для эрудитов: где об этом можно почитать?
PS Через несколько дней дам подсказку :)

Подсказка первая (понадобится ассистент, играющий на гитаре):
Попросите ассистента прижать ре на 2-й струне, коснитесь своим пальцем пальца ассистента, которым он прижимает струну, и пусть он несколько раз сыграет ре. Проанализируйте свои тактильные ощущения.

Подсказка вторая:
Рывок струны под прижимающим пальцем, ощущаемый в момент начала звука, при тирандо заметен гораздо сильнее, чем при апояндо.
О том, как это можно использовать - чуть позже.
0

#569 Пользователь офлайн   121264 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 185
  • Регистрация: 10 Январь 11

Отправлено 16 Август 2015 - 12:18

Просмотр сообщенияbugrov (16 Август 2015 - 12:07) писал:

Просмотр сообщенияbugrov (15 Ноябрь 2014 - 20:25) писал:

Просмотр сообщенияbugrov (11 Ноябрь 2014 - 22:11) писал:

Предлагаю форумчанам несколько нестандартных вопросов по организации взаимодействия рук гитариста. Прижмем, например, 2-ю струну на 3-м ладу (ре) и сыграем а) апояндо и б) тирандо. Вопросы:
1) Имеет ли значение для прижимающего пальца левой руки, каким способом - апояндо или тирандо - извлекается звук?
2) Если имеет, то какое именно?
3) Можно ли этим воспользоваться и как?
4) Вопрос для эрудитов: где об этом можно почитать?
PS Через несколько дней дам подсказку :)

Подсказка первая (понадобится ассистент, играющий на гитаре):
Попросите ассистента прижать ре на 2-й струне, коснитесь своим пальцем пальца ассистента, которым он прижимает струну, и пусть он несколько раз сыграет ре. Проанализируйте свои тактильные ощущения.

Подсказка вторая:
Рывок струны под прижимающим пальцем, ощущаемый в момент начала звука, при тирандо заметен гораздо сильнее, чем при апояндо.
О том, как это можно использовать - чуть позже.

Приветствую,Андрей Валентинович.Как доехали?Жаль мало времени было пообщаться
0

#570 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 16 Август 2015 - 12:28

121264:
"Приветствую,Андрей Валентинович.Как доехали?Жаль мало времени было пообщаться"
Спасибо за теплый прием в Москве! Доехал нормально.
0

#571 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 17 Август 2015 - 07:53

Просмотр сообщенияbugrov (16 Август 2015 - 12:07) писал:

Просмотр сообщенияbugrov (15 Ноябрь 2014 - 20:25) писал:

Просмотр сообщенияbugrov (11 Ноябрь 2014 - 22:11) писал:

Предлагаю форумчанам несколько нестандартных вопросов по организации взаимодействия рук гитариста. Прижмем, например, 2-ю струну на 3-м ладу (ре) и сыграем а) апояндо и б) тирандо. Вопросы:
1) Имеет ли значение для прижимающего пальца левой руки, каким способом - апояндо или тирандо - извлекается звук?
2) Если имеет, то какое именно?
3) Можно ли этим воспользоваться и как?
4) Вопрос для эрудитов: где об этом можно почитать?
PS Через несколько дней дам подсказку :)

Подсказка первая (понадобится ассистент, играющий на гитаре):
Попросите ассистента прижать ре на 2-й струне, коснитесь своим пальцем пальца ассистента, которым он прижимает струну, и пусть он несколько раз сыграет ре. Проанализируйте свои тактильные ощущения.

Подсказка вторая:
Рывок струны под прижимающим пальцем, ощущаемый в момент начала звука, при тирандо заметен гораздо сильнее, чем при апояндо.
О том, как это можно использовать - чуть позже.

Понимание этого момента позволит связать музыку не с двигательными ощущениями, а с тактильными, и буквально физически ощущать, насколько движение должно опережать музыку.
Перенесение внимания с мускулов на тактильные ощущения снимает паразитные напряжения с игрового аппарата, поскольку само сосредоточение внимания на мышцах провоцирует "зажим".
Сам слух эволюционно развился из тактильных ощущений, и манипулирование тактильными ощущениями напрямую сильно упрощает "громоздкие вычисления", производимые мозгом для организации процесса исполнения музыки. Упрощенно говоря, организация движений перепоручается мозжечку (для этого и предназначенного изначально, и даже у животных прекрасно справляющегося с этим), а сам мозг формулирует задание своим архаичным подструктурам.
Один из практических выводов, который я сделал лично для себя: поскольку тирандо тактильно лучше ощущается, чем апояндо, трудные в координационном отношении места нужно играть тирандо. Хотя я, в общем, "закоренелый апояндист".
https://youtu.be/zyQ6mI8EkF0

Сообщение отредактировал bugrov: 17 Август 2015 - 07:56

1

#572 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 18 Август 2015 - 08:14

Строго говоря, действия правой и левой рук не должны быть синхронными. Сначала левая рука прижимает струну, потом правая извлекает звук. "Под микроскопом" это выглядит так: 1) прижимаю струну левой: 2) касаюсь струны правой; 3) покачиваю правой струну, оттягивая в разные стороны; 4) чувствую левой шевеление струны под пальцем; 5) защипываю правой струну; 6) ОЩУЩАЮ ЛЕВОЙ РЫВОК СТРУНЫ ПОД ПРИЖИМАЮЩИМ ПАЛЬЦЕМ, ИМЕННО ЭТОТ РЫВОК ДОЛЖЕН БЫТЬ СИНХРОНЕН С УДАРОМ ВНУТРЕННЕГО МЕТРОНОМА. Конечно, работа, ну, скажем, геморройная,- другого слова не подберу. Темп ускорять можно, в частности, так: 1) воображаю звук; 2)одновременно ставлю пальцы правой и левой на струну; 3)воображаю звук на ноту вперед после той, что уже подготовлена, но еще не сыграна; 4)играю ноту и СРАЗУ, МГНОВЕННО готовлю (но не играю!) следующую двумя руками одновременно. Хотя паузы между нотами весьма значительны, сами звуки очень коротки. Когда место будет выучено, паузы убираются. Темп будет настолько быстрым, насколько коротки были звуки при игре с опережающими паузами.

https://youtu.be/kAFMu3_NqME
Х. Сагрерас КОЛИБРИ
3

#573 Пользователь офлайн   kaps2 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 07 Август 12

Отправлено 18 Август 2015 - 10:17

Просмотр сообщенияbugrov (17 Август 2015 - 07:53) писал:


Понимание этого момента позволит связать музыку не с двигательными ощущениями, а с тактильными, и буквально физически ощущать, насколько движение должно опережать музыку.


Спасибо! С недавних пор стал догадываться об этом "приеме", спасибо, что подтвердили и обосновали!
2

#574 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 31 Август 2015 - 00:08

Просмотр сообщенияАнтон_К (15 Август 2015 - 21:19) писал:

А что вы думаете про это? Это действительно так играется?
Изображение
123.jpg

Артикуляцию при исполнении скрипичных пьес эпохи барокко я представлею себе такой:
https://youtu.be/ZA6AC088Q30
При лютневой манере артикуляции мне трудно уследить за голосоведением даже очень хорошо известных мне пьес (в частности, этой фуги). А может быть, ну его, это голосоведение, надо просто слушать и представлять себе атмосферу эпохи?

Сообщение отредактировал bugrov: 31 Август 2015 - 00:11

0

#575 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 02 Сентябрь 2015 - 09:14

Просмотр сообщенияbugrov (14 Июнь 2015 - 16:42) писал:

https://yadi.sk/i/XvTO28eshFCNx
Выкладываю последний вариант "Гитара шаг за шагом к свободному музицированию", дополненный, многократно проверенный и исправленный.

В связи с началом учебного года напоминаю ссылку.
4

#576 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 22 Сентябрь 2015 - 11:14

Обсуждение в теме, начиная примерно с поста 561, так или иначе касается взаимодействия (координации) действий правой и левой рук. Выкладываю несколько этюдов, специально для этого предназначенных. Основные моменты:
Поскольку музыкальные события происходят в звуковысотной области при мало меняющемся ритме, ведущей рукой считать левую.
Все качества звука - громкость, тембр, динамические и агогические оттенки вытекают из звуковысотных тяготений. На этапе разучивания левая рука опережает правую, и обе заранее готовят ноту, которая должна прозвучать. Следует различать мышечные и тактильные ощущения, отдавая приоритет тактильным. С внутренним метрономом должно совпадать ощущение левой рукой начала звука (момент времени), а движение (протяженное во времени событие) предваряет звук. Упрощенно говоря, ритм как бы "двоится".
https://youtu.be/6PyVUJSVQho
А. Бугров ЭТЮД №1 (на координацию)

https://fotki.yandex...83/view/1115387
(ноты)

Сообщение отредактировал bugrov: 22 Сентябрь 2015 - 11:14

2

#577 Пользователь офлайн   SergikMak 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 815
  • Регистрация: 12 Сентябрь 14

Отправлено 22 Сентябрь 2015 - 20:23

Просмотр сообщенияbugrov (23 Июль 2015 - 20:09) писал:

"Очевидно Бах так и слышал свои произведения в исполнении своего приятеля лютниста Вайса. Лютня, со своим большим количеством струн, ближе к арфе, а на арфе в гаммах сплошные секунды. Я как-то одному профессору, исполнителю на клавишных старинной музыки, сыграл куски гамм из Баха, без хвостов и с хвостами, т.е. сыграл гаммы как арпеджио на разных струнах. Просил мнение, как лучше? Профессор пожал плечами".
- Правильно! А шо? Нафига, спрашивается, у пианино педаль? Аж две! Дави и вперед! :lol:

Да-да, и в "Элизе" Бетховена педаль активно используется. Наверно, неспроста? А еще мелодия должна звучать на октаву выше, а между мелодией и басом в оригинале - на октаву больше. Не сочтите за пустое критиканство, но некоторые произведения лучше не перекладывать на гитару. Хотя лично я видел 4 разных переложения "Элизе" на гитару, включая ваше. Это наверно, такая идея "фикс" у гитаристов - сыграть к "Элизе". Видимо дело в том, что произведение это кажется простым на первый взгляд, но это только кажется. В любом случае играть его надо очень уверенно, свободно, как будто дышишь, или не играть совсем.
-1

#578 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 22 Сентябрь 2015 - 20:47

Просмотр сообщенияSergikMak (22 Сентябрь 2015 - 20:23) писал:

Просмотр сообщенияbugrov (23 Июль 2015 - 20:09) писал:

"Очевидно Бах так и слышал свои произведения в исполнении своего приятеля лютниста Вайса. Лютня, со своим большим количеством струн, ближе к арфе, а на арфе в гаммах сплошные секунды. Я как-то одному профессору, исполнителю на клавишных старинной музыки, сыграл куски гамм из Баха, без хвостов и с хвостами, т.е. сыграл гаммы как арпеджио на разных струнах. Просил мнение, как лучше? Профессор пожал плечами".
- Правильно! А шо? Нафига, спрашивается, у пианино педаль? Аж две! Дави и вперед! :lol:

Да-да, и в "Элизе" Бетховена педаль активно используется. Наверно, неспроста? А еще мелодия должна звучать на октаву выше, а между мелодией и басом в оригинале - на октаву больше. Не сочтите за пустое критиканство, но некоторые произведения лучше не перекладывать на гитару. Хотя лично я видел 4 разных переложения "Элизе" на гитару, включая ваше. Это наверно, такая идея "фикс" у гитаристов - сыграть к "Элизе". Видимо дело в том, что произведение это кажется простым на первый взгляд, но это только кажется. В любом случае играть его надо очень уверенно, свободно, как будто дышишь, или не играть совсем.

"или не играть совсем." - А Вы и не играете. Совсем! :lol:
0

#579 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 25 Сентябрь 2015 - 10:12

https://youtu.be/2CfjbiJusVs
А. Бугров ЭТЮД №2 (на координацию)

https://fotki.yandex...83/view/1117091
(ноты)
1

#580 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 907
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 06 Октябрь 2015 - 07:15

https://youtu.be/sd-Tox9BGRs
А. Бугров ЭТЮД №3 (на координацию)
1

Поделиться темой:


  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей