Dimuz (Jul 28 2008, 17:49) писал:
1. Все что Вы сказали в большей степени относиться к классической(акдемической) музыке.
2. У Баха я слышу потрясающее импровизационное начало, которому врят ли он мог у ког-нибудь научиться.
3. Есть примеры в истории когда обучение мешало. Например, Римский-Корсаков. Музыковеды до сих пор спорят...
4. На сколько я знаю(по Вашим словам) Вы тоже не учились сочинительству.
P.S. Интересно было услышать Вашу точку зрения.
Импровизировать действительно не научить. И творческое начало - оно либо есть, либо нет.
Речь идет чисто о теории и технике письма. Ведь даже нотной грамоте тому же Баху пришлось учиться. Писал он в рамках полифонии того времени, то есть, он и эти рамки-принципы-законы тоже изучал. Инструментовку Бах тоже видимо изучал, ведь каким то образом он писал для разных инструментов.
Раз уж о мне речь зашла, расскажу как это было у меня. Препод по специальности как то задал троим своим ученикам (я был в их числе) сделать гармонизацию песни "Подмосковные вечера". Ну вот идея у него такая возникла. Я тогда учился второй год у него и исключительно по специальности (гармонии не знал вообще, даже буквенно цифровые обозначения аккордов не понимал толком). Стал делать исключительно на слух, то, что в голове звучало на ту мелодию. Затем в голове стала звучать вариация и так далее. Когда я принес это на следующий урок и сыграл, мой педагог задумался, потребовал ноты и обвел мне кружками несколько тактов, где по его мнению гармония не такая, при этом он сыпал незнакомыми словами типа "обращения аккордов, надстройки а так далее". Из его речи я практически ничего не понял. И он мне порекомендовал учебник гармонии почитать.
Но в то время у меня дело не сильно пошло. Мелодии в голове рождались кучей, но далее тоники-субдоминанты-доминанты я как правило уйти никак не мог. Учебник гармонии оказался сложным и скучным вначале, ну я дальше и не стал смотреть. Хорошо дело пошло, когда пришлось в кабаках работать. Пришлось изучать джазовый аккомпанемент. Просто по пальцам мне один гитарюга растолковал аппликатурные схемы, где под каким пальцем тоника, терция, квинта, септима и так далее. Так я узнал, как называются те штуки, которые я раньше просто на слух делал иногда. Потом появился интернет, у меня появилась возможность скачивать кучу разной музыки, разные ноты и все это анализировать. После этого, мелодии, которые у меня в голове копошились, стали обрабатываться более толково. А главное, слуховой багаж пополнился. Мне стало интересно, как по теории называются те штуки, которые я слышу и играю, ну я и узнал это в учебниках. В голове какой то порядок навелся.
Потом у одного гитарюги я подсмотрел прикольный шагающий бас и стал задумываться о басовых ходах. Обложился нотами разных пьес, стал опять анализировать. Затем на практике стал аккомпанементы усложнять, басовую линию. Потом опять таки захотелось узнать, как это по научному называется, учебник почитал, опять порядок в знаниях навел. И так далее.
Мне теория помогла в том смысле, что я стал легче записывать то, что слышу внутри. То есть, у меня в голове звучит нечто, и я уже знаю, что это например минорный нонаккорд с пониженной "девяткой", вот я его и записываю, а не подбираю долго и мучительно. Или я слышу внутри, что дальше мелодия у меня идет в другой тональности, благодаря той же теории, я знаю, как в эту другую тональность можно уйти. (ну, я бы и на слух подобрал возможно, но времени бы ушло ой как намного больше). Знание обращений аккордов мне помогает более плавное голосоведение сделать. Вот я иногда напишу нечто, а потом смотрю, что вот в этом месте можно другое обращение влепить. Со стороны обычный слушатель может даже и не заметит разницы, но мне нравится, что все аккуратнее и логичнее. Препода по сочинительству у меня не было. То есть я живьем ни у кого не учился. Но теорию мне изучать приходилось. Самостоятельно.
А теперь о том, как обучение мешает.
Оно действительно может мешать, когда оно идет по какой то стандартной программе и принудительно.
В большинстве учебных заведений это так: В это полугодие проходим трезвучия, в другое полгодие проходим модуляции, а в следующий год еще чего-то. У меня такой программы не было. Если я "застревал" на каком то моменте в сочинительстве, то я искал информацию именно по этому моменту. Так например я гармонию начал проходить сразу с септаккордов и только через года два мне реально понадобилось изучить мелодическое и гармоническое соединение трезвучий. Или так: один кусок мелодии сочинил и другой, но подряд они не стыкуются, надо их как то связать. Вдруг вспоминаю, что нечто похожее по гармонии кажись было к например у Барриоса в третьем вальсе. Беру ноты, анализирую кусок, нахожу нужную мне гармоническую прогрессию и подгоняю в свою пьесу, разумеется, добавляя свою мелодию и обрабатывая по своему фактурно. А потом уже анализирую, чего же я собственно натворил, чтобы впредь в подобных местах не мучаться. То есть, я подгонял теорию к своим конкретным потребностям, а не наоборот.
А в учебных заведениях обязаловка. Студенту может быть хочется к примеру рондо сочинить, у него оно в голове уже звучит, но по программе ныне сонатная форма, вот и пиши сонату к зачету. Или вот такая штука, меня однажды один студент с композиторского отделения, увлекающийся гитарой, попросил проиллюстрировать его сочинение.
Дали ему задание, написать пьесу для гитары, в которую надо обязательно все элементы техники воткнуть. Вот он бедолага и страдал, написал жуткую шнягу, которую ему препод все перелопатил, изменив чуть ли не каждый такт, но в итоге все равно получилось барахло редкостное. Когда диктуют что сочинять и как сочинять - будет фигня. Но если просто показывают, как можно сочинять и какими способами - то это другой подход, он даст результат. Чтобы было понятнее, скажу так.
Первый препод: Напиши фугу, трехголосную, строгая полифония. Тональность ми бемоль мажор. Неси к следующему занятию.
Второй препод: Что? Не хочешь сонату? Хочешь фугу написать? Хорошо. Давай разберем, какие приемы и средства использовали разные композиторы в своих фугах. После изучения этих приемов и средств, попробуй их применить в своих сочинениях.
Думаю, пояснять тут ничего больше не надо. Я бы от второго препода не отказался.
Под конец, дабы как то "вознаградить" читателя, одолевшего мою кучу букв, выкладываю ту свою школьную обработку. Менять я там так ничего и не стал, мне уже хотелось прелюдию писать в то время, а препод не настаивал, за что великое ему спасибо
http://ifolder.ru/7493087