Исраэль (24 Февраль 2019 - 07:55) писал:
Рад (24 Февраль 2019 - 02:49) писал:
lyubushkin (16 Май 2016 - 19:49) писал:
Как всегда оговорюсь, что эти видео не для начинающих гитаристов.
Это уж ,конечно.
Исраэль (01 Октябрь 2018 - 17:41) писал:
А почему?
Я нашёл для себя более лёгкий путь для извлечения того звука, который меня устраивает.
Исраэль почитал Ваши и maikla 5301 посты и вот что у меня получилось:
«Даже под угрозой наказания в виде пожизненного заключения, я не вернусь к классической постановке правой руки»
- Думается, что это излишне категорическое и эмоциональное суждение. Иметь личное предпочтение к «современной» постановке правой руки, почему бы и нет? Но кроме «личных предпочтений», есть вопрос о развитии гитарного исполнительства как вида исполнительского (академического) искусства. Посмотрите на вопрос о применении гитаристами классической (или современной) постановки правой руки с этой стороны.
И хочу напомнить название одного известного фильма - «Никогда не говори «никогда» … Чего только не было в истории и гитары… и прямое запястье правой руки тоже, когда-то (200-150 лет назад) уже было.
«Я нашёл для себя более лёгкий путь для извлечения того звука, который меня устраивает».
Это удивительная по своей точности фраза, характеризующая не только, что даёт гитаристам применение «современной» постановки правой руки («звук, который… устраивает»), но и в какой-то степени некую «философскую» основу для выбора такой постановки - «…лёгкий путь...».
Эта постановка действительно предоставляет возможность гораздо легче учиться (да и учить) играть на гитаре, с точки зрения звукоизвлечения.
Убедиться в этом также совершенно просто, хотя бы посмотрев видеокурсы от С.Теннанта, У.Кенингайзера и мастер-классы практически всех современных педагогов-гитаристов высших (и не только) учебных заведений РФ, касательно постановки правой руки.
Излагается там всё легко, доходчиво, непринуждённо, кратко и очень конкретно…
Не то что, например, вчитываться в соответствующие главы, посвящённые «правой руке» и извлечению звука Школы того же Эмилио Пухоля.
У него же (у Пухоля) всё так сложно описано! Положение кисти правой руки рассматривается как «базовое». А дальше столько написано… Обращается внимание на свободное, расслабленное положение пальцев, эластичность мышц, гибкость суставов и далее и т.п
И звук, утверждается, получите – р а з н о о б р а з н ы й, с и л ь н ы й и п о л н ы й .
Это же сколько с каждым учеником надо работать сугубо индивидуально?
А тут, для «современной постановки», - гитара в строго определённом положении, прямые пальцы с прямым запястьем правой руки «чётко», по «диагонали», ставятся на струны так, чтобы было удобно играть левой (например) стороной ногтей (как их надо соответствующим образом заточить научат тут же).
При этом положение пальцев и ногтей по отношению к струнам стабильное (минимизирована возможность, да и необходимость, использовать их разный наклон), с «подготовкой» в такой ситуации - никаких проблем нет, пальцы «сами» ложатся на струны…
А в результате - практически у любого гитариста, с любыми ногтями, с любым уровнем способностей, но выполняющего эти требования, есть возможность сразу получить заявленный как необходимый «объёмный», «тёплый» звук гитары. Акцент делается на достижение именно такого звука.
При этом в его тембре при исполнении музыки с такой постановкой правой руки практически автоматически минимизируется применение высоких частот, для него характерно применение низких и средних, которые принято считать наиболее приемлемыми для слуха публики. Да и призвуки вроде бы не должны «выделяться».
И этому есть логическое (с точки зрения физики) объяснение: такому («современному») положению кисти и пальцев правой руки (речь идёт о пальцах i;m;a), соответствует такая «геометрия» движения пальцев и, соответственно, их ногтей, которой соответствует такой же практически «единый» принцип формирования заранее заявленной тембральной окраски звука (объёмность и теплота). От этого никуда не деться! Различия могут быть, но не принципиальные…
И никаких тональных «украшательств» звука в стиле Андреаса Сеговии и Ко, связанных с активным использованием разного наклона ногтей по отношению к струнам, не требуются, по причине практически отсутствия такой возможности!
С точки зрения преподавания, согласен: всё это и для обучаемого, и для педагога даёт возможность гораздо легче и проще общаться и достичь определённого и приемлемого для них обоих (конечно с учетом уровня способностей ученика) исполнительского результата, чем при классической постановке правой руки.
Но…ведь эта «лёгкость и простота» касается не только «простых» гитаристов, любителей… Ведь так в настоящее время играют практически ВСЕ гитаристы, и таланты тоже…
А это уже совсем другое дело. Тут, если возвратиться к ранее приведённому в этой теме интервью маэстро Паркенинга, выясняется, что есть проблемы, носящие для исполнительства высших достижений, скажем так, специфический «системный» характер.
Ведь по мнению маэстро Паркенинга (и не только его) – в результате применения «современной» постановки практически все современные молодые исполнители уровня высших достижений (скорее всего он говорит на основании анализа участниках его конкурса) в настоящее время играют… «одинаковым звуком» (хотя, наверное, и «теплым», и «объёмным»). И это, кстати, очень заметно не только Паркенингу, с этим даже связывают, например, некоторое снижение у публики интереса к сольным гитарным концертам.
Кроме того, есть и ещё одна проблема, озвученная в интервью.
Речь идёт о том, что по словам одного его (маэстро Паркенинга) знакомого музыканта, создаётся впечатление, что современные гитаристы играют «…словно на второсортном маленьком клавишном инструменте…» (цитирую: «..they play like the inferior miniature keyboard instrument…»).
То есть констатируется, что у гитаристов в этом случае значительно уменьшаются возможности по максимуму выявить и исполнить музыкальные тонкости, а значит максимально проявить свою индивидуальность.
Интересно, но говорить об этих проблемах, обсуждая интервью, почему-то практически никто не спешит ни в РФ, ни за границей. А ведь речь идёт о принципиальных вопросах исполнительства. Причём в изложении авторитетнейших музыкантов.
А с «классической постановкой» действительно однозначно более сложный вариант работы над звуком и техникой. Никакой «единой» для всех пальцев правой руки «геометрии» их движения – нет и в помине. Для каждого пальца правой руки свои индивидуальные возможности. Их ногти с учетом их формы.
Всё это с самого начала обучения «работает» с учётом поставленных целей и уровня способностей – природных и развитых конкретного ученика. Конечно, это трудно, конечно это требует совершенно другой уровень работы педагога.
Хотя, в своё время (конец 80-ых - начало 90-ых ХХ века), так учили и самого ДН, и всех других гитаристов в обычной смоленской детской музыкальной школе…
Кстати, с тем, как в настоящее время работает над музыкой и играет ДН, ситуация в методике обучения предполагается ещё сложнее, чем у гитаристов его предшественников, игравших с «классической» постановкой (в том числе самых известнейших, у которых он в своё время брал всё лучшее).
Так как, например, требуется совершенно другой уровень работы (желательно с детского возраста) над управлением пластичностью тела, рук, пальцев и, в частности, над пластичностью туше.
Кроме того, требования к уровню точности касания ногтями струн гораздо выше, чем это общепринято (звук извлекается только ногтями, при этом кончики пальцев обязательно используются, но только для минимального тактильного контакта без его влияния на звук, но обеспечивающего максимально идеальную точность касания ногтей о струны) и, соответственно, требования к уровню работы со слухом и над слухом самые высочайшие. Применение высоких частот не минимизируется, а наоборот, работе над ними придаётся очень большое значение, они активно используются.
Во всём этом каждый может убедиться, внимательно посмотрев учебные ролики ДН и послушав его записи музыки (и студийные, и концертные).
Ведь как говорил Г.Нейгауз: «… «хороший звук» есть сложнейший процесс сочетаний и соотношений звуков разной силы, разной длительности и т. п. …».
В этом случае, если в этом направлении совершенствовать и развивать методические принципы применения классической постановки правой руки в учебном процессе, требования к уровню работы педагога ДМШ над постановкой у учеников-гитаристов рук и звука реально должны быть не ниже, а в чём-то даже выше, чем у педагогов по классу скрипки. Но такая работа более интересная и перспективная с точки зрения признания гитары академическим сообществом, так как соответствует консерваторским принципам обучения и исполнительства.