Исраэль (Dec 11 2007, 22:39) писал:
Wlad (Dec 11 2007, 18:29) писал:
Есть какие-нибудь результаты?
После суровой критики моего переложения прелюдии, я послал её своему знакомому гитаристу, который является также преподавателем теории музыки и композиции одного музыкального ВУЗа. В итоге, он нашёл в переложении ошибки, с которыми нельзя было мне не согласиться. С другими местами, за которые меня критиковали, он согласился, а некоторые места, которые были одобрены Дилетантом, он забраковал. В конце концов, получилось переложение, где всё было правильно (?), но, на мой взгляд, переложение это очень некрасивое.
Пожалуй, самое популярное переложение виолончельных сюит Баха принадлежат Дюарте, а стали они популярными после того, как их записали Сеговия и Вильямс. В этих переложениях в основном были добавлены басы. Мало известно, что Дюарте сделал и издал новые версии этих переложений, в которых были уже добавлены и голоса. Что может натолкнуть человека переделать свою же работу? Думаю, не иначе, как неудовлетворённость своей работой.
Я пришёл к выводу, что добавлять звуки к музыки Баха невозможно, можно лишь добавлять басы, но и это всегда будет неоднозначно и спорно. Переложения произведений Баха с одного инструмента на другой мог бы сделать только сам Бах.
Посему отрекаюсь от своего переложения.
Сорри, что не ответил: почти месяц у меня не было интернета.
Насчёт того, что Ваш гитарист-теоретик забраковал мои комментарии и дал свои - это нормально. Здесь как у юристов: два адвоката - три мнения.
Насколько я знаю, Дюарт переложил лишь первую и третью сюиты. (Хорошо было бы ошибаться в этом!) По крайней мере, других его транскрипций я не видел. То, что он переделал свою работу может говорить о многих и разных вещах, не обязательно о неудовлетворенности...
По поводу КАК перекладывать: со священным трепетом или всё же можно что-то добавить. Я тут неожиданно открыл для себя довольно простую вещь: первая сюита наиболее удобна для адаптации к гитаре. Там практически ничего не требуется добавлять! Поэтому-то она пользуется успехом у гитаристов. Особенно это касается прелюдии! Вполне готовая гитарная фактура! Добавил кое-где гармоний и басов и - хорош.
Но есть и другие сюиты, где всё не так просто и очевидно, и требуется процесс осмысления материала. Я сейчас занимаюсь жигой из шестой сюиты и должен сказать, что адаптировать эту музыку куда как сложнее, чем первую прелюдию.
Надо иметь в виду, что Бах обладал клавирным полифоническим мышлением, что противоположно характеру смычковых инструментов. Правда, в его время смычки имели другую конструкцию, что позволяло играть одновременно не только на двух (как сейчас) струнах, но даже и на трёх, а также упрощало исполнение аккордов. Но это не принципиально: полифонию на скрипке играть очень сложно. Так же, как и сочинять полифонию для смычковых. Приходится искуственно "обеднять" структуру музыки: где-то обойтись без гармонии (собственно, практически везде), где-то "бросать" голос, где-то лишь "намекнуть" на него... Гитара (лютня) имеет огромное преимущество перед смычковыми: полифония здесь вполне уместна. (Вайс, мне кажется, мало использовал эту особенность лютни: если внимательно разобраться, скрипичные партиты Баха намного полифоничнее, чем сюиты Вайса для лютни, хотя это - парадокс). Следовательно, нужно раскрыть всё то, что "зашифровано" Бахом в одноголосную строчку и показать как эта музыка замышлялась НА САМОМ ДЕЛЕ. Никакого "надругательства" тогда не будет. И, кстати, это по-настоящему творческая работа, которая приносит огромное удовольствие! Я (по своей бывшей профессии) вынужден был слушать шестую жигу тыщу раз и никогда не находил в ней ничего особенного. А сейчас, занимаясь почти месяц этой музыкой уже на гитаре, просто влюбился в неё...
Но! Прелюдия из первой сюиты - из другого лукошка. Там ничего "изобретать" не следует.
P.S. Спасибо Исраэлю за то, что заставил меня (не зная, конечно, о том) опять вплотную заняться Бахом.
Отреклись зря от своей работы, там есть фразы, которые я бы взял "на вооружение". И вообще, работа над Бахом, мне кажется, развивает гитариста как музыканта.
Сообщение отредактировал Дилетант: 02 Январь 2008 - 09:53