TresCuartos, спасибо за симпатичную музыку. Вива Куба!
Еще немножко из книги
ТЕОРИЯ: БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ И РАЗНОВИДНОСТИ ЕГО ДВИЖЕНИЙ
Есть три типа движений, которые производит большой палец. Это круговое движение, толчок и отскок. Вдобавок он может находиться в двух состояниях: утопленном и стоящим на струне.
Утопленный большой палец
Большой палец установлен в позицию, расслаблен и помещается между двумя струнами или близко к 6-й струне, как если бы он собирался извлечь следующую ноту. Очень важно освоиться с ощущением утопленного большого пальца, потому что он часто остается напряженным, когда не задействован, нередко – как результат ответного напряжения на действия левой руки. Это создает бесчисленные проблемы при игре.
Большой палец на струне
Расслабленный палец стоит на струне, в ожидании момента, когда ее защипнет.
Круговое движение большого пальца
После извлечения звука расслабленный палец движется вверх, описывая небольшую дугу (эллиптической формы, то есть, оставаясь близко к струнам, не слишком удаляясь от них), и переходит к другой струне или для утопленного между двумя струнами положения, или для мягкой остановки на струне в ожидании щипка.
Толчок большим пальцем (движение на прикосновение)
Вот два способа, которыми большой палец извлекает ноту, воздействуя на струну:
* Палец прикасается к струне, тяжелеет и начинает давить на струну.
* Все остальное остается расслабленным, пока действует большой палец. Все мышцы руки и остального тела работают согласованно в противовес сопротивлению струны. Все остается, насколько возможно, расслабленным, включаясь только для корректировки позиции и положения, в то время как большой палец воздействует на струну.
* Палец защипывает струну, переходя и останавливаясь на следующей струне. Те, кто учился стрелять, помнят указание мягко жать на спусковой крючок. Это нужно, чтобы предотвратить сотрясение, происходящее в результате несогласованной работы мышц. Ощущение при работе большого пальца то же самое. Он толкает или мягко давит на струну.
* Палец немедленно расслабляется.
* В зависимости от следующей задачи палец может остаться на этой струне, если следующий звук будет извлечен из нее, или отскочить от нее и круговым движением перейти к более низкой (в смысле высоты звука) струне. Или отскочить от струны, на которую он приземлился, и перейти в другую позицию: или остановки на струне или в утопленную между двумя струнами.
Отскок большого пальца (движение на отведение)
Другой вариант взаимодействия большого пальца со струной – позволить ему вобрать в себя импульс от сопротивления струны и использовать его для ускорения движения в нужном направлении:
* Если нужно снова извлечь звук из той же струны, палец описывает небольшой круг и занимает игровую позицию над струной.
* Если нужно сыграть на следующей струне, он, описав небольшой круг, переходит в позицию над следующей струной: или на струне, или утопленным между струнами. ВНИМАНИЕ: это дугообразное движение большого пальца производится очень быстро и не видно невооруженным глазом. Оно должно, скорее, представляться и ощущаться.
* Если нужно пропустить струну, например, сыграв на 6-й, потом на 4-й, палец описывает более длинную дугу, переносясь через струну 5-ю.
ТЕОРИЯ: РОЛЬ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ РУКИ И ПЛЕЧА
Каждый раз извлекая ноту пальцем правой руки или медиатором, вы не просто играете ноту пальцем (медиатором). Остальная рука и плечо также играют каждую ноту. Поясню, что я имею в виду, и почему у многих есть проблема с нарастанием напряжения в верхней части руки.
Представьте вашу руку и кисть, удобно лежащими поверх гитары. Затем палец начинает давить на струну. Что происходит? Струна в ответ давит на ваш палец. Мышцы верхней части руки и плеча прилагают усилия, чтобы скорректировать позицию всей руки и кисти, пока струна давит на палец. В результате мышцы напрягаются, пока еще слегка. Когда нота сыграна, и струна отпущена, давление на палец прекращается. Теперь рука и плечо должны расслабиться после усилия, затраченного на преодоление сопротивления струны.
Но обычно гитарист после этого усилия не избавляется от напряжения в руке, и оно остается в качестве постоянного, чего играющий не замечает. Вот почему поддержание плеч расслабленными во время игры так нелегко дается. Конечно, по мере продолжения работы это становится, в значительной степени, автоматическим. Становится «ощущением», с которым вы играете. Точно так же, как при ходьбе расслабляется свободная нога в то время как другая принимает на себя ваш вес.
Помните об этом, выполняя следующее упражнение, и, разумеется, в каждый момент, когда вы извлекаете звук. Это пример того, что я имел в виду в предыдущих главах, говоря об открытии ощущений и росте осведомленности, если вы будете обращать внимание на мелкие детали. Знание процессов, происходящих в руке до, во время и после звукоизвлечения.
УПРАЖНЕНИЕ №5: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРАВОЙ КИСТИ ПО СТРУНАМ, ШАГ 3
Шаг 3. Игра на струнах последовательно
Цель: координирование руки, сообщающей движения кисти, с использованием вышеописанных движений и положений большого пальца, выяснение роли верхней части руки и согласованные действия руки и кисти.
Извлекающим звук пальцами
Отведение большого пальца
На этом третьем этапе вы будете делать те же движения, что и на втором, но теперь будете извлекать звук большим пальцем. Рука в положении Чаша, большой палец образует V с указательным, выполняйте движения в следующем порядке:
1) Палец утоплен над 6-1 струной.
2) Палец стоит на 6-й струне, начинает легко надавливать, в то время как кисть и рука сохраняют расслабленное положение.
3) Палец защипывает струну и отскакивает от нее, описывает небольшую дугу и останавливается на 5 струне.
4) Повторите эти движения на всех струнах, действуя рукой точно как описано выше так, чтобы рука и палец вставали в нужное положение.
Толчок большим пальцем
Делайте то же, что и выше, но в третьем пункте работайте по принципу «толчок пальцем», палец останавливается точно на соседней струне, не совершая кругового движения, как при «отскакивающем пальце». Он немедленно расслабляется и стоит на струне.