Старина (13 Февраль 2013 - 08:58) писал:
В дебатах двух выдающихся теоретиков нашего форума -Lukagitara и Idalgo о работе большого пальца, высказывается очень много интересных мыслей, хотя многие из них довольно спорны. Утверждение: "Привычку не припарковывать большой палец надо прививать с первых уроков" я бы назвал глубоко ошибочной. Как раз, с первых уроков ученика надо научить играть как апояндо, так и тирандо всеми пальцами. У ученика надо выработать навык не ковыряния струн, а ущипывания. Это, в первую очередь, касается пальцев ima.Этот навык при игре апояндо без припаркованного большого пальца ученику освоить не просто.Большой палец при апояндо, касаясь струны, легким нажимом. соскальзывает на соседнюю струну под небольшим углом по отношению натяжения струны и остается на ней. Пусть это будет пятая струна после удара шестой.Пальцы ima, прижатые друг к другу, изогнутые под прямым углом в среднем суставе, слегка приподнимаются над струнами. Дальше эти пальцы работают как молоточки над струнами ф-но. Находясь в воздухе над первыми тремя струнами гитары, первым извлекает звук на третьей струне указательный палец. Извлечение звука имеет несколько фаз. Первая- касание струны пучкой, вторая - нажим и легкое продавливание ее, третья - самая сложная, соскальзывеание в сторону четвертой, но не просто рывком, а легким прогибом последнего фаланга во внешнюю сторону пальца. Э. Пухоль именно это имеет ввиду, когда говорит о том, что сила удара исходит от последнего фаланга.Здесь у ученика должно создаться впечатление, что он катит иголку по полированному столу.Четвертая фаза - касание соседней струны и задержка на ней до окончания цикла извлечения звука остальными пальцами (ma).Они извлекают звуки точно так же.Важно, чтобы пальцы не были растопырены, а касались друг друга. Это я описал комбинированный способ (с пучки на ноготь)извлечения звуков. Что же касается чисто ногтевого способа, то я здесь не копенгаген. Дальше ученика надо учить способу тирандо как большим, так и остальными пальцами. При этом строго соблюдать положение "крест" и трение пальцев боковыми поверхностями друг по другу. Помню, В. Славский заставлял учеников при игре удерживать между пальцами крошку сухаря, чтобы она не выпадала.Такие вот пироги.Если кому-то покажется, что все сказанное мною не относится к работе большого пальца, то я и не пытался описывать его работу. Меня сподвигло на высказывание утверждение Луки о том, что надо делать с "первых уроков".
Вы правы, Старина! Но и Вы, когда говорите об апояндо, тоже не меньший теоретик, чем перечисленные Вами. Только Вы забыли ещё Мischa(у), он очень дельно излагает своё видение проблемы. И все мы ничуть не противоречим друг другу, так как мы все говорим о различных особенностях одной и той же большой темы - звукоизвлечение на гитаре. Только не нужно забывать, что все мы, и Вы, в том числе, не пишем научные работы, а в коротких постах пытаемся описать сложную проблематику. При этом, незаметно для себя уподобляясь слепцам, которые описывают слона держась кто за бивень, кто за колону ноги, а кто, за хобот!... Естественно, их расчсказы не совпадают. Так и заждый из нас не ставит задачу охватить все аспекты проблематики. Да это и невозможно в объёме короткого поста. Но, если внимательно вчитаться во всё написанное нами, то сложится довольно определённая методологическая картина, хотя далеко не законченная, описывающая работу правой руки.
Только читая всё это, да и любую ддругую методическую рекомендацию, нужно не забывать, что, как правило, все они относятся преимущественно к стадии изучения, обучения и отработки тех или иных технических приёмов. Что всё это нельза автоматически и полностью переносить на работу руки во время завершающего (концертного) исполнения, когда происходит синтез, взаимовлияние и переменное чередование тех или иных принципов. Потому что рука,( руки), обученные в медленных темпах с чёткими функциональными движениями готовы к подобным органичнм взаимообусловленным комплексдным движениям, адаптированым к конкретному музыкальному тескту.
Поэтому правы Вы, утверждая, как нужно учить детей,( и когда сами оттачиваем то, что имеем, чтобы не заболтать свои навыки) апояндо, прав Lukagitara, когда говотит о безопорной работе большого пальца, подразумевая в большей степени игру арпеджио и арпеджиообразных построений, исполняемых тирандо. Прав Mischa, когда детально описывает различные функции большого пальца. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Поэтому всеми эти принципами обязан владеть хорошие исполнители.Тогда их игра станет интересна, красочна, разнообразна. Слушателя не потянет в зевок уже после второй пьесы, демонстрирующей великолепную, но однообразную технику, монотонную агогику и растембровку.
Кроме того, затевая на Форуме подобные обсуждения, излагая свои мысли, мы, тем самым, уже по чуть-чуть движем академическую методологическую гитарную науку, приводя даже завиральные идеи (они, по крайней мере, будят мысль опонентов, рождая истину. И кто знает, может кто из форумчан воспользуется всем этим с сподвигнется на написание обобщающей книги - Демур. "Техника гитариста", лишённую банальностей, устаревших методик, впитавшую лучшее из современной гитаристики. Ведь здесь, на Форуме, сконцентрировался огромный педагогический и исполнительский опыт нескольких поколений!... Я скопировал всё, что мы здесь наговорили, немного подредактировал, перечитал... и получилась интересная статья по обсуждаемой проблеме - Правая рука. Большой палец.
Поэтому давайте по-доброму, по-дружески относится к неточностям, неловкостям друг друга, перестанем амбициозно умничать, ёрничать и рефлексировать, особенно не участвуя в предметном разговоре.