dimetr-step (30 Апрель 2015 - 16:43) писал:
SergikMak (30 Апрель 2015 - 15:38) писал:
Исраэль (29 Апрель 2015 - 10:53) писал:
SergikMak (29 Апрель 2015 - 08:35) писал:
Грызня никогда не закончится, пока существует такой абсурдный термин, как "классическая гитара". Классической может быть музыка, а не инструмент, тем более, что композиторы эпохи классицизма вообще не писали для гитары. А исполнять классическую музыку можно на любом инструменте - хоть на балалайке, хоть на гуслях. Все зависит от мастерства и художественного вкуса исполнителя. Если же сравнивать строи 6 и 7 струнной гитары с точки зрения годности для исполнения именно классической музыки, то надо признать, что строй семиструнной гитары обладает большей регулярностью и симметричностью, а, следовательно, более "классичен".
Композиторы: Сор, Агуадо, Каркаси, Джульяни, Карулли, Диабелли, Паганини - все они композиторы эпохи классицизма. Правда, венские классики не писали для гитары и может это можно объяснить тем, что в Австрии гитара не была популярной в то время. Все перечисленные мною композиторы были итальянцами или испанцами.
Паганини в основном использовал гитару как аккомпанирующий инструмент для скрипки, остальные из вышеперечисленных композиторов все же не дотягивают до уровня классиков "венской школы". Называть их основателями классической гитарной школы на мой взгляд - перебор. Настоящее развитие 6-струнная гитара получила значительно позже. Начало современной гитарной школе было положено Таррегой, а своего апогея она достигла в творчестве Сеговии. А это, как ни крути, период времени со второй половины XIX по середину XX вв. Предположение о том, что гитара якобы не была популярна в Австрии во времена расцвета венских классиков - смехотворно. Достаточно хотя бы упомянуть имя такого известного венского гитарного мастера, как Иоганн Георг Штауфер, который был учителем другого знаменитого венского гитарного мастера Иоганна Готфрида Шерцера, чтобы понять, что в городе, столь богатом на великих гитарных мастеров, гитара не могла не пользоваться большой популярностью.
Причина недостаточного внимания к гитаре со стороны венских классиков заключается, очевидно в чем-то другом. Возможно, в недостаточно громком для больших залов звучании гитары, или в общем невысоком уровне гитарного исполнительства того времени, или в сложности написания инструментовок для гитары, или просто в существовавших тогда стереотипах относительно этого инструмента, а может быть причина была в совокупности всех этих факторов.
Анрей Осипович Сихра и Михаил Тимофеевич Высотский, кстати, тоже были композиторами и исполнителями эпохи классицизма, по крайней мере Сихра старше Агуадо на 11 лет (а Игнатий фон Гельд, автор первой школы игры на 7-струнной гитаре, еще старше!), и они оставили после себя весьма приличный репертуар. Количество собственных произведений и переложений классической музыки для гитары и ансамблей гитар, написанных Сихрой исчисляется тысячами, что в разы больше гитарного наследия Агуадо и Сора вместе взятых (Сор, кстати, в основном писал не для гитары). А произведения Высотского просто гениальны. А ведь были еще Аксенов, Саренко, Соловьев и многие другие русские исполнители и композиторы для 7-струнной гитары. К сожалению, значительная часть их наследия просто не дошла до наших дней.
Вы, кажется, в запале спора перегибаете палку.
Паганини два года вовсе не прикасался к скрипке, а играл только на гитаре. У меня в архиве полторы сотни страниц его сочинений для гитары. А вот в качестве аккомпанемента к скрипке я знаю единичные произведения.
И о Соре. Он писал оперы. Конечно же, не для гитары соло. Но есть школа, есть ок. 60-ти опусов для гитары. Любая его биография упоминает, что он был в первых, если не первым, гитаристом Европы долгое время. Он был так принят в Петербурге, что чуть было не остался в России.
У гитары своя сфера. Ей не конкурировать с оркестром. И дело тут не в громкости или слабой подготовке гитаристов. Любой дуэт и тем более, оркестр, располагают неизмеримо большими выразительными возможностями.
Я много и с величайшим удовольствие играю Сора, Каркасси, Карулли, Джульяни и считаю из в музыкальном плане не слабее иных гениев 19-ого века. Просто они ограничены своими пристрастиями и жанрами.
Ну, а что до Высотского и Сихры -подскажите мне, какие произведения могли бы перевернуть моё представление о них. Многочисленные Красные сарафаны как-то не впечатляют. Что Вы считаете гениальным?
1. Вот навскидку небольшой список "единичных" ансамблевых произведений Паганини для гитары из Википедии:
Шесть сонат для скрипки и гитары, Op. 2
№ 1, ля мажор
№ 2, до мажор
№ 3, ре минор
№ 4, ля мажор
№ 5, ре мажор
№ 6, ля минор
Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 3
№ 1, ля мажор
№ 2, соль мажор
№ 3, ре мажор
№ 4, ля минор
№ 5, ля мажор
№ 6, ми минор
15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4
№ 1, ля минор
№ 2, до мажор
№ 3, ля мажор
№ 4, ре мажор
№ 5, до мажор
№ 6, ре мажор
№ 7, ми мажор
№ 8, ля мажор
№ 9, ре мажор
№ 10, ля мажор
№ 11, си мажор
№ 12, ля минор
№ 13, фа минор
№ 14, ля мажор
№ 15, ля минор
Или вы возьметесь утверждать, что в ансамбле скрипки и гитары, скрипка не будет солирующим инструментом?
2. Сор писал оперы. Целых две. А кроме того, восемь балетов, 12 опусов для гитары, три вокальных цикла и прочие сочинения, которые включают в себя:
- Вальсы, кадрили и др. пьесы для фортепиано в две и четыре руки
- Три пьесы для арфы
- Две симфонии (утеряны)
- Три струнных квартета (утеряны)
- Квартет для гитары и струнного трио (утерян).
3. Я не собираюсь переворачивать чье-либо представление о ком или о чем-либо. В мире 7 миллиардов людей, у каждого есть какое-то мнение, а я один. У меня есть свое мнение, я его высказываю.
4. "Красный сарафан" написал Варламов. При чем тут Сихра и Высотский? Что же касается художественных качеств конкретно "Красного сарафана" - на мой взгляд, вполне достойное произведение в своем жанре.