Некоторые аспекты педагогики последняя глава мемуаров.
#1
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 08:23
осторожно и бережно трону струну…»
Моя гитарная жизнь теперь не столь бурная. За последние десять лет я сменил около десяти гитар, но полного удовлетворения так и не получил ни от одной. Я познакомился с мастером, Константином Гострым. Его гитары отличаются прекрасной «столяркой» и звучанием, но мне все еще хочется, чего то большего. Сейчас я играю на одной из его гитар. Многие пьесы стали недоступными. Правда, недавно повторил сонату «Меридиональ» Мануэля Понсе. От его музыки я всегда получал величайшее наслаждение.
Принялся за осуществление своей мечты – научиться качественно играть сложнейший гитарный прием – тремоло. Двумя пальцами правой руки тремоло я играл и раньше, но мне не нравилось такое исполнение. Качественно играть тремоло – это природный дар. Есть много гитаристов в мире, которые превосходно играют все, кроме тремоло, хотя достаточно и таких, которые кроме тремоло не могут играть практически ничего.
Исполнители классического тремоло делятся на две категории: играющие квартоли ровно, где все четыре ноты имеют между собой равные промежутки, и другие, играющие квартоли, образуя между первой нотой и тремя остальными какой то едва слышимый интервал. Причем последние три ноты образуют триоль. Для непосвященного слушателя и то и другое кажется приемлемым, но для гурманов только первый вариант считается подлинным тремоло, а второй – его пародией.
Естественно, мне, играющему тремоло на домре, режет ухо малейшее отклонение от ровности. Так вот, после своего 77-летия я решил освоить правильное тремоло тремя пальцами, хотя сразу скажу: есть гитаристы, играющие тремоло двумя пальцами, и довольно хорошо. К примеру, Ана Видович. Эта молодая хорватская гитаристка покоряет слушателей прекрасным звучанием гитары и серьезным репертуаром.
Трехпальцевое тремоло у меня получалось очень долго неважно. Но я упрямо изо дня в день заставлял себя играть упражнения и этюды на эту тему. Я заметил, что пальцы стали более уверено попадать на струну и извлекать четкие звуки при быстром чередовании нот. В конце концов, добился весьма сносного исполнения.
Тут меня приняли в российское общество репетиторов, которое стало присылать мне учеников. В основном это великовозрастные ребята и девушки, желающие овладеть гитарой, но есть и такие, кто обучается в детской музыкальной школе, но в силу разных причин продвинуться в игре не могут. Все педагоги знают, что обучать с нуля легче, чем переучивать и устранять порочные навыки игры. Я специализировался в основном на устранении таких пороков.
За долгие годы преподавания игры на гитаре у меня выработалась своя методика этого непростого дела. Не всякий гитарист- виртуоз может стать педагогом, для этого нужно иметь особое чутье в понимании индивидуальных способностей ученика, нужно проявить умение заинтересовать его пьесами и упражнениями.И не убить непомерными трудностями его желание учиться. Скажу, что очень приятно видеть, как ученик, который начинал обучение буквально с нуля, через некоторое время становится гитаристом.
Почти каждый из выдающихся гитаристов прошлого оставлял после себя определенные учебные пособия. Фернандо Сор и Наполеон Кост оставили замечательный труд по методике преподавания. Правда, основоположник современной школы игры на шестиструнной гитаре – Франсиско Таррега лично не оставил учебного пособия, но его ученик П. Роч издал школу поего методу. Капитальный труд – «Школу игры на шестиструнной гитаре» издал и другой его ученик – Э. Пухоль, заложив туда основы методики Тарреги. Наши российские гитаристы П. С. Агафошин, А. М. Иванов Крамской тоже издавали свои школы. Но я с большим удовольствием веду занятия по «Самоучителю игры на шестиструнной гитаре», автором которого является мой учитель – Евгений Дмитриевич Ларичев. В 2013 году он умер на 80-м году жизни. Это был прекрасный гитарист и педагог.
Перефразируя известную фразу, можно сказать: «педагогика – дело тонкое», она требует от учителя абсолютных знаний предмета. Педагог-гитарист всегда должен быть в форме и способным проиллюстрировать ученику любую пьесу, которую тот разучивает. Только так и никак иначе. Конечно, нынешние условия обучения резко отличаются от тех, которые были у меня раньше. Сейчас интернет позволяет детально изучить игру выдающихся гитаристов мира, увидеть и прослушать мастер- класс почти любого из признанных корифеев гитары. Нужно только, как сказал кто-то из великих: «не позволять душе лениться».
Некоторые аспекты моей педагогики
(Кто то подсказал, а что то сам придумал)
Могу ли я говорить о педагогике, не имея специального образования? Конечно, с точки зрения «высокого искусства» – нет. А вот с точки зрения жизненного опыта, считаю, что – да. За свою жизнь я встречался с выдающимися гитаристами и педагогами, учился у них и все, что я впитал от них в себя, считаю, не должно уйти вместе со мной.
Так в чем же заключается моя методика преподавания игры на гитаре? Не помню, кажется М. Ломоносов говорил, что «науки надо вводить без особых кровопролитий». Другими словами – не торопить события, не стремиться «объять необъятное». Двигаться вперед только после хорошо усвоенного и качественно исполненного предыдущего материала, но раз за разом подбрасывать ученику новые» трудности», которые он должен преодолевать на основе уже полученных навыков.
В детских музыкальных школах все обучение подчинено программе. Ученик должен к положенному сроку играть определенный материал, то-есть ученики с разными способностями уравниваются и педагогу приходится с этим считаться. Мне кажется в нашей системе детского музыкального образования есть серьезные проблемы. Обучение игре на инструменте не может быть конвейерным – 45 минут занятий с одним и заходи следующий! Урок должен заканчиваться только после того, когда педагог убедится в том, что ученик твердо усвоил предлагаемый материал. Видимо, в большинстве случаев этого не происходит. Вот и получается: тут ученик не усвоил, там не совсем понял, а в результате все обучение сильно «хромает». Мои друзья педагоги, а их осталось только двое, вынуждены были уйти с педагогической работы в ДМШ и заняться частными уроками. И не жалеют об этом.
С чего я начинаю обучение? Прежде всего с посадки и статической постановки рук. Это все прекрасно описано в учебной литературе. Правда, в постановке правой руки сейчас появилось «новое веяние». Наши гитарные корифеи при игре не пользовались усилителями, микрофонами и прочей электронной аппаратурой. Их игра была настолько мощной, что заполняла звуком огромные концертные залы. И в своих школах игры они рекомендовали извлекать звуки пальцами правой руки (кроме большого) перпендикулярно натяжению струн. Сейчас же, благодаря достижениям науки и применению электроники, большинство современных педагогов выдвинули новую теорию о том, что струны при старом способе звукоизвлечения якобы оказывают некоторое сопротивление пальцам и как бы прилипают к ним. Поэтому звуки надо извлекать под некоторым углом к струнам, т. е. кисть правой руки надо слегка повернуть в сторону грифа. Может быть это и верно, когда есть аппаратура, а когда ее нет, то лучше учить по старому. Гитара в этом случае звучит мощнее.
Когда начинается динамика, то -есть, собственно игра, здесь я делаю упор на два основных способа защипывания струн пальцами правой руки – «апояндо» (с опорой на соседнюю струну) и «тирандо» – (без опоры). Необходимо обучить учащегося двум этим основным приемам звукоизвлечения. Ученик должен научиться применять эти приемы автоматически. Точно так же, как мы не замечаем своего дыхания. Существует целый ряд пьес, где эти приемы чередуются. Нужно только умело подбирать и предлагать ученику эти пьесы, помня основной принцип обучения: от простого к более сложному.
Строгих правил на применение апояндо или тирандо нет, но рекомендуется гаммы и пассажи, а также мелодическую линию пьес играть приемом апояндо. Тирандо хорош для арпеджий, а также для тремоло. И еще. Не последним фактором является желание ученика выучить ту или иную понравившуюся пьесу. Не стоит навязывать ученику пьесы, которые ему не нравятся.
Про постановку левой руки мне нового сказать нечего – все прекрасно описано в учебниках. Нужно только следить чтобы большой палец находился под грифом напротив указательного и прижимался к грифу не всей плоскостью, а боковой поверхностью и не выглядывал из под грифа.
Естественно, параллельно со всем этим должно идти обучение нотной грамоте. Необходимо привить ученику основы «ритмического сольфеджио». Что это такое? В пьесах встречаются различные ритмические «хитросплетения» нот. Сочетание различных длительностей не всегда поддается счету на «раз и, два и»… и. т. д. Сочетание дуолей с триолями, нот с точкой или с двумя точками с нотами без точек – все это создает трудности если ученик не умеет все это ритмически пропеть. Прежде чем играть такие сочетания, их нужно пропеть, повторяю – не мелодически, а ритмически, используя простейшее: «та» или «таа», модулируя длительностями этих звуков. При этом ученик должен отсчитывать метр рукой. Конечно, в учебных заведениях изучение музыкальной грамоты идет более углубленно, параллельно с изучением сольфеджио преподается общее фортепиано и прочие предметы. В частной практике все это маловероятно, но все зависит от желаний обучающегося.
Я у кого-то из музыкальных педагогов вычитал такую фразу: «Медленная игра не научит быстрой». Все музыканты понимают и безоговорочно принимают основной постулат: разучивание новых пьес должно идти в медленных темпах, скрупулезно следуя аппликатурным указаниям в тексте. И только после усвоения необходимо добиваться темпа, указанного автором. Я лично этого придерживался и придерживаюсь всегда. Но после усвоения всех технических трудностей, необходимо выбирать темп такой, каким он указан в нотах.
Что же необходимо для достижения скорости в игре? Многие педагоги советуют играть с утра до вечера гаммы. Не спорю, но нужно это делать тоже с умом. Тут надо сказать, что, на гитаре гаммы не имеют такого решающего значения, как при игре на других инструментах, где каждая нота определенной высоты имеет единственное место извлечения. На гитаре большинство одинаково звучащих по высоте нот, начиная уже с малой октавы, имеют несколько «адресов» на грифе. Поэтому одну и ту же гамму можно сыграть в разных позициях на разных струнах. Чтобы достичь скорости нужно гаммы играть не просто звук за звуком, а формировать ступени гаммы в дуоли, триоли, квартоли, секстоли и тому подобное, при этом, внутри скомплектованных группировок можно делать различные сочетания по длительности. Очень помогает проигрыш трудных мест (пассажей) в пьесах по многу раз.
Ко мне приходят ученики с различной степенью подготовки, но, в основном, это нулевая, когда ученик не знает нотной грамоты и никогда не держал гитару в руках. Это, как говорил мой первый учитель – «нераспаханное поле для посева разумного, доброго, вечного». Другое дело, когда приходит ученик с начальной подготовкой, но с явными пороками в постановке рук, а отсюда и с неверными способами звукоизвлечения. Переучивать гораздо труднее, чем учить заново. С такими учениками приходится работать долго и упорно. Необходимо потребовать от ученика забыть все старое, что игралось ранее. И начать с нуля.
Особенно часто у таких учеников «страдает» звукоизвлечение большим пальцем правой руки. Они вовлекают в защипывание этим пальцем струны всё предплечье, что категорически делать нельзя. Большой палец должен быть всегда впереди остальных пальцев, его движение должно быть направлено в сторону конечного сустава указательного пальца, в так называемый «испанский крест». Остальные пальцы должны совершать движения во внутреннюю часть ладони и ни в коем случае не выходить при этом за пределы внутренней части большого пальца. Здесь очень много нюансов и от педагога требуется максимум внимания.
Педагогу необходимо научить ученика извлекать правой рукой двойные ноты. Это «краеугольный камень» технической подготовки гитариста. Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо. Здесь могут быть самые различные сочетания из четырех пальцев. Есть особый прием извлечения секст по третьей и первой струнам. Это делается приемом апояндо указательным и безымянным пальцами.
Конечно, техника является средством выразительности. Не имея технической подготовки невозможно передать звучание пьесы так, как этого хочется. Но и выразительность в игре сама по себе не приходит. На начальной стадии обучения педагог должен привить ученику понятия о мелодическом движении в пьесах, о многоголосии и одноголосии, что такое аккомпанемент и что такое мелодический рисунок. В дальнейшем, когда ученик начнет понимать музыку, с ним можно говорить об агогике – индивидуальном понимании в отклонении от указанного темпа в музыкальном произведении. Если педагог очень настойчиво требует от ученика соблюдать знаки динамики в тексте, то это, на мой взгляд, может выработать у ученика этакое иждивенчество, без собственных эмоций. Поэтому полезно иногда дать ученику выразить собственные чувства без оглядки на указанные в тексте знаки.
И еще хотелось бы сказать об учебниках. Сейчас нотные отделы магазинов завалены разной литературой для классической гитары. Педагогу надо выбрать тот учебник для ученика, который соответствует его стилю преподавания. У меня есть школа игры испанского гитариста Аренаса. Так вот, в этой школе во всех упражнениях и пьесах аппликатура для левой и правой рук проставлена у каждой ноты. Я считаю, что это правильно. В силу своей специфики гитара многотембровый инструмент. Одну и ту же ноту можно извлечь на разных струнах. Отсюда и исполнение очень зависит от правильно выбранной аппликатуры. И еще. Не надо усложнять трудной аппликатурой и без того трудный инструмент. Но хуже всего, когда в учебной литературе не проставлено никакой аппликатуры.
В завершение скажу, что нельзя, как говорится, «стричь под одну гребенку» всех учеников. К каждому ученику учитель должен находить индивидуальный подход. Учитывать нужно все: качество его инструмента, конституцию кистей рук, музыкальный слух, состояние здоровья и даже семейные условия. Ни в коем случае нельзя повышать голос и выражать неудовольствие жестами и поведением. Только добродушие и дружеская расположенность! Чаще хвалить. Не останавливать игру ученика, если он допустил какую то неточность. Пусть доиграет до конца пьесу или этюд и только после этого указать на ошибки и помочь их исправить. Чаще играть дуэтом, как в унисон, так и разные партии.
В завершение хочу сказать, что я не претендую на абсолютную истину моих рекомендаций. Кто-то скептически улыбнется и скажет, что сказанное мной давно устарело, а кто- то найдет в этом рациональное зерно.
#2
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 08:40
" ...Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо..."
На мой взгляд, двойные ноты в большинстве случае эффективней и правильней приемом тирандо извлекать
#3
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 09:40
Щипок под углом к струнам прибавляет низкие частоты к звукам. Тут дело не в электронных усилениях. Благодаря прибавлению низких частот, звук извлечённый тирандо становится похож на звук извлечённый апояндо, но без удара в начале звука. Такой звук громче и летит дальше. Правда, на басовых струнах под углом играть нельзя, появляется скрежет от обмотки струн. Я за меняющиеся во время игры углы щипка: на первых трёх струнах поперёк и только терандо, а на басах перпендикулярно, а если нужно, то и апояндо.
Сообщение отредактировал Исраэль: 20 Декабрь 2017 - 09:44
#4
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 10:00
#5
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 10:07
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 08:40) писал:
" ...Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо..."
На мой взгляд, двойные ноты в большинстве случае эффективней и правильней приемом тирандо извлекать
Мой педагог говорил, можно и неодновременно бас с мелодией извлекать, если по музыке это прокатывает. Типа форшлаг получается. Конечно везде так не нужно, да и не требуется.
#6
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 10:10
Maxim (20 Декабрь 2017 - 10:07) писал:
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 08:40) писал:
" ...Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо..."
На мой взгляд, двойные ноты в большинстве случае эффективней и правильней приемом тирандо извлекать
Мой педагог говорил, можно и неодновременно бас с мелодией извлекать, если по музыке это прокатывает. Типа форшлаг получается. Конечно везде так не нужно, да и не требуется.
Да, можно. Но многие этим злоупотребляют, почти везде так и играют, царапает слух...
#7
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 11:12
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 10:10) писал:
Maxim (20 Декабрь 2017 - 10:07) писал:
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 08:40) писал:
" ...Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо..."
На мой взгляд, двойные ноты в большинстве случае эффективней и правильней приемом тирандо извлекать
Мой педагог говорил, можно и неодновременно бас с мелодией извлекать, если по музыке это прокатывает. Типа форшлаг получается. Конечно везде так не нужно, да и не требуется.
Да, можно. Но многие этим злоупотребляют, почти везде так и играют, царапает слух...
У Сеговии такое сплошь и рядом, а когда я подражал этому, учитель был недоволен.
#8
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 11:38
Исраэль (20 Декабрь 2017 - 11:12) писал:
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 10:10) писал:
Maxim (20 Декабрь 2017 - 10:07) писал:
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 08:40) писал:
" ...Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо..."
На мой взгляд, двойные ноты в большинстве случае эффективней и правильней приемом тирандо извлекать
Мой педагог говорил, можно и неодновременно бас с мелодией извлекать, если по музыке это прокатывает. Типа форшлаг получается. Конечно везде так не нужно, да и не требуется.
Да, можно. Но многие этим злоупотребляют, почти везде так и играют, царапает слух...
У Сеговии такое сплошь и рядом, а когда я подражал этому, учитель был недоволен.
Я спрашивал насчёт трудных мест, где трудно одновременно красиво извлечь и мелодию и бас. И такое ухищрение часто звучит даже интереснее, чем "правильное". Конечно, если это везде, будет некрасиво.
#9
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 11:42
Maxim (20 Декабрь 2017 - 11:38) писал:
Исраэль (20 Декабрь 2017 - 11:12) писал:
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 10:10) писал:
Maxim (20 Декабрь 2017 - 10:07) писал:
maikl5301 (20 Декабрь 2017 - 08:40) писал:
" ...Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо..."
На мой взгляд, двойные ноты в большинстве случае эффективней и правильней приемом тирандо извлекать
Мой педагог говорил, можно и неодновременно бас с мелодией извлекать, если по музыке это прокатывает. Типа форшлаг получается. Конечно везде так не нужно, да и не требуется.
Да, можно. Но многие этим злоупотребляют, почти везде так и играют, царапает слух...
У Сеговии такое сплошь и рядом, а когда я подражал этому, учитель был недоволен.
Я спрашивал насчёт трудных мест, где трудно одновременно красиво извлечь и мелодию и бас. И такое ухищрение часто звучит даже интереснее, чем "правильное". Конечно, если это везде, будет некрасиво.
Вот пример, почти везде - https://youtu.be/9dqzGgMnypw
#10
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 15:00
#11
Отправлено 20 Декабрь 2017 - 20:30
Старина (20 Декабрь 2017 - 15:00) писал:
Новое звукоизвлечение придумали для того, чтоб увеличить громкость. С таким звукозвлечением приёмом терандо добиваются громкости равной звукоизвлечением приёмом апояндо. Это значит, что арпеджио и аккорды стали звучать громче.
По поводу сноски на игру Сеговии, я поместил её не для критики. Я думаю, что Сеговия много играл басы форшлагами потому что он старался как можно больше играть апояндо. Очень тяжело сыграть одновременно апояндо в верхнем голосе и бас терандо. С точки зрения пианистов такая игра может быть неправильной, но с точки зрения скрипачей она нормальная. Скрипачи постоянно играют разбивая голоса, если они не на соседних струнах.
#12
Отправлено 21 Декабрь 2017 - 10:13
Старина (20 Декабрь 2017 - 08:23) писал:
осторожно и бережно трону струну…»
...
В завершение хочу сказать, что я не претендую на абсолютную истину моих рекомендаций. Кто-то скептически улыбнется и скажет, что сказанное мной давно устарело, а кто- то найдет в этом рациональное зерно.
Спасибо!
#13
Отправлено 21 Декабрь 2017 - 13:21
#14
Отправлено 21 Декабрь 2017 - 18:59
Это, не побоюсь этого слова, делают все.
#15
Отправлено 21 Декабрь 2017 - 20:29
Антон_К (21 Декабрь 2017 - 18:59) писал:
Это, не побоюсь этого слова, делают все.
А вот это требование по одновременному извлечению звуков - с чем связано: с эстетическими или какими-то другими соображениями (академическая традиция и т.д.)? Вот меня, например, иногда прямо тянет извлечь эти звуки не одновременно, с этакой растяжкой - это во мне отсутствие музыкального образования шалит?
#16
Отправлено 21 Декабрь 2017 - 20:52
alexey_pikulev (21 Декабрь 2017 - 20:29) писал:
Антон_К (21 Декабрь 2017 - 18:59) писал:
Это, не побоюсь этого слова, делают все.
А вот это требование по одновременному извлечению звуков - с чем связано: с эстетическими или какими-то другими соображениями (академическая традиция и т.д.)? Вот меня, например, иногда прямо тянет извлечь эти звуки не одновременно, с этакой растяжкой - это во мне отсутствие музыкального образования шалит?
Конечно! В большом мире настоящей музыки за это просто обязаны уши надрать, пора уже наконец выйти за рамки инструмента и взять в руки смычки!
#17
Отправлено 21 Декабрь 2017 - 21:02
Цитата
Начинать надо с объяснения, что гитара должна держаться на ногах(бёдрах) без помощи рук. И показывать, как это достигается с помощью поролоновых или силиконовых подкладок(ковриков). Самый важный коврик лежит на ПРАВОМ бедре, он и позволяет не скользить гитаре при отрывании от обечайки правой руки. Вообще у гитариста руки должны быть свободны, как у пианиста. И с этого упражнения - "руки за голову!" - надо начинать.
По звукоизвлечению - та же история, много написано и нет ключевого момента, тоже общего с ф-но. Пианист, поднимая локоть, переносит вес руки на кончики пальцев. То же есть и на гитаре.
#19
Отправлено 22 Декабрь 2017 - 15:30
lubitel (21 Декабрь 2017 - 21:02) писал:
Цитата
Начинать надо с объяснения, что гитара должна держаться на ногах(бёдрах) без помощи рук. И показывать, как это достигается с помощью поролоновых или силиконовых подкладок(ковриков). Самый важный коврик лежит на ПРАВОМ бедре, он и позволяет не скользить гитаре при отрывании от обечайки правой руки. Вообще у гитариста руки должны быть свободны, как у пианиста. И с этого упражнения - "руки за голову!" - надо начинать.
По звукоизвлечению - та же история, много написано и нет ключевого момента, тоже общего с ф-но. Пианист, поднимая локоть, переносит вес руки на кончики пальцев. То же есть и на гитаре.
Меня все время смущала эта функция правой руки по удержанию гитары. Даже ремень купил, но он не сильно помог. Действительно, резиновый коврик на обе ноги - и проблема решилась.
#20
Отправлено 22 Декабрь 2017 - 16:47