Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ: О прошедшем конкурсе исполнителей на семиструнной гитаре - Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

О прошедшем конкурсе исполнителей на семиструнной гитаре обзорная статья Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   mark 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 178
  • Регистрация: 22 Апрель 08

Отправлено 11 Октябрь 2008 - 09:56

Прикрепленный файл  Жуковский_2008_фото.jpg (306,32К)
Количество загрузок:: 3428 – 29 марта 2008 года в подмосковном городе Жуковском
Состоялся Первый Международный конкурс исполнителей на русской семиструнной гитаре «Да с той старинною, да с семиструнною» имени выдающегося русского гитариста
Сергея Орехова
Впервые в истории
Первый не только в истории, но и в мире Международный конкурс исполнителей на семиструнной гитаре, первый – за всю историю существования инструмента. И все атрибуты «международности» были в наличии - почетные и зарубежные (из Кыргызстана, США, Швеции) гости, компетентное жюри, спонсоры, слушатели, приехавшие из Магнитогорска, Самары, Казани, Москвы. Самая важная задача была – обратить внимание любителей музыки на незаслуженно забытый инструмент, увидеть нынешний уровень исполнителей. Организаторы этого исторического события, два единомышленника - исследователь и исполнитель на русской семиструнной гитаре Владимир Маркушевич (директор конкурса) и академический вокалист Андрей Пичугин. Не смотря на загруженность организацией конкурса, Владимир Маркушевич и Андрей Пичугин показали себя еще и как музыканты – блестяще выступили в гала-концерте открытии конкурса в первый день и в заключительном концерте во второй день.
Открытие в Америке
С 1989 года "за океаном" живет Олег Тимофеев (Айова-сити), защитивший в Америке диссертацию и записавший несколько компакт-дисков с репертуаром семиструнной гитары. С 2006 года он проводит в США фестиваль исполнителей на семиструнной гитаре. Красавец-гитарист был почетным гостем и членом жюри Жуковского конкурса.
А вот как откликнулся бывший военный летчик, ныне американский нотный издатель Матания Оффи на известие о конкурсе в Жуковском:
"Очень интересно! После 30 лет моей пропаганды русской семиструнной гитары я рад увидеть такой результат!"
Люди и города
Условием конкурса было исполнение русской гитарной классики XIX века, обработок Сергея Орехова, опусов Матвея Павлова-Азанчеева и произведений Алексея Агибалова (Киргизия, Бишкек).
Выдающийся гитарист-семиструнник Сергей Дмитриевич Орехов (1935 – 1998), имя которого носит конкурс, совмещал гениальные дары композитора, импровизатора, исполнителя. Аккомпанировал Вертинскому, Козину, Каревой, Жемчужной и своей супруге, блестящей исполнительнице романсов Надежде Тишаниновой. Последние годы жизни Сергея Орехова, обновившего традицию "золотого века" русской гитары своими гениальными обработками русских песен и романсов, были преданы забвению, но Надир Ширинский, президент Ассоциации русского романса "Изумруд», участник пресс-конференции и ведущий гала-концерта открытия конкурса – поддержал Сергея Орехова, организовав его последние концерты и записав с ним ряд радиопередач.
Матвей Павлов-Азанчеев в 30-е годы XX века угодил в лагерь за анекдот "про Сталина". Чтобы ему разрешили выступать перед "закрытой" аудиторией, он наклеил на нижнюю деку портрет Иосифа Виссарионовича, а на верхнюю - фото Ленина. Друзья помогали ему продуктами, нотной бумагой. Он в благодарность за это посылал им сочиненные произведения. Таким образом, сохранились его пьесы. После 30-летнего забвения Анастасия Бардина первой стала исполнять его пьесы.
Алексеем Агибаловым написано около 50 сочинений для семиструнной гитары (в том числе для семиструнной гитары и симфонического оркестра), несколько произведений были изданы в советское время. К конкурсу издал сборник его произведений Матания Оффи. До этого Матания Оффи выпустил в США семь нотных сборников "Русской коллекции", куда вошли произведения классиков семиструнной гитары ХIХ века: Сихры, Высотского, Саренко, Александрова и др.
Председатель жюри Сергей Руднев (Тула), открывая пресс-конференцию, пошутил, что он - единственный шестиструнник, которого семиструнники "еще терпят". Уникальный, самобытный виртуоз и композитор пропагандирует семиструнную гитару, переложив для классической шестиструнной гитары множество пьес из репертуара семиструнной.
Через авторскую песню пришел к семиструнной гитаре российский татарский композитор и педагог Виталий Харисов. Четыре года он ведет обязательный ознакомительный курс игры на семиструнной гитаре, сочиняет для нее, так что Казань можно отметить "флажком" на карте возрождения этого инструмента.
Санкт-Петербургское направление представил молодой и перспективный композитор Александр Вулла, ученик кингисеппского педагога Владимира Богдановича.
Нужно указать и московский исток возрождения семиструнной гитары: Алексей Агибалов, Леонид Кривоносов, Анастасия Бардина и Владимир Маркушевич окончили Музыкальное училище имени Гнесиных в разное время у одного и того же педагога – Льва Александровича Менро.
Леонид Максимович Кривоносов после окончания Гнесинского училища вернулся в Ростов-на-Дону и основал школу гитарного мастерства. Выдающийся педагог привез на конкурс в Жуковский 7 своих учеников!
Гала-концерт
Члены жюри и почетные гости - 20 музыкантов - участвовали в гала-концерте, который длился четыре (!) часа. Талисманом встречи был назван детский гитарный дуэт братьев Синицыных - Артема и Арсения. В программе - ансамбли и сольные номера, романсы в исполнении певцов Елены Головкиной и Андрея Пичугина. Слушатели любовались инкрустированной цыганской гитарой заслуженного артиста России Федора Конденко. Необычна и гитара шведского виртуоза Мартена Фалька, у нее восемь струн. В 2005 году Фальк заказал ее итальянскому мастеру, семь струн Мартен отстраивает в русский соль мажорный строй, а восьмую струну в бас си. С этим восьмиструнным инструментом он побывал на фестивале Олега Тимофеева IARGUS-2006 в Америке. Красиво и ярко звучала гитара самой юной участницы конкурса Ирины Александровой (Астрахань). 15-летняя смуглянка учится на первом курсе в Московском музыкальном колледже имени Шнитке. Гитару ручной работы легендарного магнитогорского мастера Ивана Кузнецова специально для конкурса Ирине дал ее астраханский педагог Вячеслав Богачков.

Три троицы лауреатов
Владимир Маркушевич несколько лет вел поиск гитаристов-семиструнников, и вот 12 участников конкурса достойно представили современное состояние инструмента.
Жюри учредило три первых, три - вторых и три - третьих премии, а также дипломы. Абсолютным победителем, за которого многие в зале болели с первой ноты, оказался Ярослав Смирнов (Ростов-на-Дону). В молодежной группе выделялась Ирина Александрова, в свои 15 лет она - сложившийся артистка, слушать ее одно удовольствие, а результат - I премия. Первая премия досталась и 20-летнему Юрию Каманину, студенту музыкального колледжа им. Гнесиных. Его преподаватель - блестящая семиструнница Анастасия Бардина.
Серьезной заявкой на артистическую зрелость можно считать игру Романа Хайнецкого - прекрасный звук, Владимира Сумина - убедительность, Сергея Бабарыкина - лирическое дарование, Ильи Александрова - прекрасная манера, великолепное исполнение "Весенней баркароллы" Виталия Харисова.
Особый случай - 17-летняя Алина Спиридонова, показавшая изящную, ажурную, девичью технику, но лишившая свою гитару звучной кантилены.
Когда вышел на сцену последний участник конкурса - 30-летний Алексей Степанов - слушателям показалось, что он отыграет все баллы у лидера Ярослава Смирнова. Но Степанову, представителю школы Иванова-Крамского, досталась III премия. В тот же день он взял реванш выступлением в отеле "Европа" в дуэте с темпераментным балалаечником Юрием Ступаком. Их дуэт "Вертоградъ" широко известен в России и за рубежом.
Награждение лауреатов, мастер-классы и заключительный концерт состоялись на 16-м этаже в конференц-зале отеля "Европа".
Дом для гитаристов
Почему организаторы Владимир Маркушевич и Андрей Пичугин выбрали местом конкурса Дом ученых ЦАГИ? Из-за звездной "намоленности" Дома, из-за давнего, доброго знакомства с директором Татьяной Семиковой и художественным руководителем Наталией Ивановой, из-за полного ощущения ХIХ века, хотя это постройка ХХ века. Акустический зал благоприятен для концертов гитарной музыки. Негромкий инструмент здесь звучит чисто, не нуждаясь в подзвучке. Думается, это свойство жуковского "гитарного дома" оценила элита гитаристов-семиструнников и учредитель конкурса - президент Фонда "Венец мира", кавалер ордена "Меценат столетия" Ирина Яременко. Именно при ее материальной поддержке этот конкурс состоялся.
В качестве почетного гостя на конкурсе присутствовал организатор Калужского международного фестиваля «Мир гитары» Олег Акимов. На свой одиннадцатый фестиваль, который состоится в июне, Олег Акимов пригласил выступить лауреатов конкурса.
Весенний конкурс в Жуковском, несомненно, впишется в историю музыки золотыми буквами. Возможно, он станет традиционным и на нем будут аншлаги. Спасибо всем, кто подарил городу и миру это невероятное, почти сказочное событие - весну семиструнную...
Ирина Маслова
Материалы по конкурсу можно посмотреть в Интернете :
http://markguitar.livejournal.com/ и http://7strun.moy.su/
http://picasaweb.goo...vichguitar/2008
http://picasaweb.google.com/VadimNikitin33...key=yf4Ckb2yARA

Сообщение отредактировал mark: 11 Октябрь 2008 - 09:58

0

#2 Пользователь офлайн   mark 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 178
  • Регистрация: 22 Апрель 08

Отправлено 13 Ноябрь 2008 - 02:06

Конкурс семиструнной гитары - Жуковский 2008.
Впечатления, пожелания…

В марте 2008 года в подмосковном городе Жуковский прошел первый международный Конкурс исполнителей на русской семиструнной гитаре имени Сергея Орехова.
Для человека несведущего в данном предмете словосочетание «первый конкурс исполнителей на русской семиструнной гитаре» не скажет ровным счетом ничего. Однако, здесь таится самое большое противоречие и, возможно, трагедия русской семиструнной гитары. За более чем двухвековую историю существования семиструнной гитары был проведен первый (!) международный конкурс исполнителей на данном инструменте.
Почему так произошло? Я думаю, над этим вопросом необходимо задуматься историкам гитары, да и историкам вообще. Организаторы конкурса – Владимир Маркушевич и Андрей Пичугин – неоднократно подчеркивали, что целью конкурса является сохранение и развитие лучших традиций исполнительского искусства игры, возрождение семиструнной гитары. Эта миссия имеет огромную ценность, необычайную важность, и должна послужить тому, чтобы семиструнная гитара в итоге не стала вымирающим видом. Достаточно вспомнить слова Сергея Орехова, имя которого носит конкурс, - «Я никогда не думал, – говорил он, – что шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная, литературная... Какие угодно возьмите слои общества: семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский человек связан». Это просто необходимо осознать и глубоко задуматься – русская гитара на сегодняшний день не имеет популярности в России, она фактически забыта. Ничего более смешного, а скорей всего, боле грустного трудно себе представить.
Возможно, корни ослабления позиций русской гитары берут свое начало в интеграции России в мировое сообщество, проникновении западной культуры в нашу страну, иной морали в наше сознание, а вместе с ними каких-то новых ценностей. Это вполне естественный исторический процесс. Осмелюсь только предположить, что процесс этот временный, что наступит период переоценки полученного опыта извне, выявление всего положительного и негативного. Постепенное возрождение своих, истинно российских добродетелей, более трепетное и внимательное отношение к накопленному багажу предыдущих поколений, надеюсь, еще придет.
А теперь ближе к конкурсу. Прежде всего, хотелось бы выразить глубочайшую благодарность в адрес организаторов конкурса, спонсоров и всех людей, приложивших усилия к тому, чтобы это событие состоялось. Ответственность и важность задачи, которую они на себя взяли, трудно переоценить. Будем надеяться, что это очень значимая веха в культурной истории всей нашей страны.
Также хотелось бы поблагодарить всех членов жюри, участников конкурса, педагогов, композиторов за то, что нашли время, средства (что по нынешним временах сродни подвигу – это абсолютно серьезно) и энтузиазм приехать в Жуковский, принять участи в конкурсе.
Как свита делает короля, так и уровень участников, а к ним я причисляю всех музыкантов по профессии и музыкантов в душе: выступавших на сцене, сидящих в жюри или просто болевших за своих, придает конкурсу статус, выделяет его среди прочих. Но об этом немного ниже.
Очень хорошо, что конкурс получил свою прописку, надеюсь постоянную, в красивом и уютном подмосковном городке. Это его очень выгодно выделяет среди множества столичных конкурсов, что семиструнной гитаре только на пользу. Дом Ученых ЦАГИ, в котором проходил гала-концерт участников и гостей, а также сам конкурс, буквально создан для проведения подобного мероприятия. Его архитектурный стиль, прекрасная акустика зала и, конечно же, очень теплый прием и интеллигентное отношение к участникам и конкурсу в целом руководства и всего персонала Дома Ученых ЦАГИ оставили самые приятные воспоминания.
Конечно, хочется сказать отдельное спасибо конкурсантам: в их замечательном исполнении прозвучала необыкновенно красивая музыка, которую в повседневной жизни невозможно услышать. В очередной раз я восхитился потрясающим репертуаром, написанным именно для семиструнной гитары, поразился глубиной этой музыки, ее искренностью и проникновенностью. Со сцены лилась музыка Сихры, Высотского, Орехова, Павлова-Азанчеева, Агибалова, Сазонова, Халпахчиева… Творчество этих композиторов представляет собой неисчерпаемый пласт, золотую жилу, пристанище для вдохновения любого, кто ценит прекрасное. Эту музыку хочется слышать, хочется ее исполнять, ее красота имеет вневременную ценность, а сложность и филигранность пассажей, разнообразие вариаций, богатейшая палитра созвучий и гармоний демонстрирует высочайшую общемировую ценность русской семиструнной гитары!
Что можно пожелать конкурсу? Во-первых, расширения географии участников, увеличения количества конкурсантов, развитие конкурса на новом уровне путем проведения конкурса ансамблей. Ведь существует не только репертуар для солистов, но и богатейший репертуар для семиструнных ансамблей. Это совершенно отдельная стихия и просторы для творчества здесь также безграничны. Этому следует уделить самое пристальное внимание. Безусловно, это возможно только лишь при повсеместной популяризации русской семиструнной гитары.
В современных условиях наилучшим способом коммуникаций является Интернет. Наилучшим шагом в популяризации было бы создание большого сайта, мощного ресурса, посвященного как конкурсу в Жуковском, так и непосредственно семиструнной гитаре. Сайт о конкурсе в Жуковском уже есть, но важно наполнение соответствующей информацией. Необходима информация о композиторах-семиструнниках, исполнителях, педагогах, гитарных школах, нотные архивы, фотографии, аудио и видеозаписи, то есть все, что можно услышать начинающему гитаристу, вдохновиться, попытаться исполнить.
Очень хотелось, чтобы педагоги-гитаристы прониклись бы ценностью этого инструмента, ощутили бы его историческую значимость. Ведь существуют изданные школы игры на семиструнной гитаре, прекрасные самоучители. Есть фантастический по своей красоте репертуар, в который заложены народные традиции, мотивы, а они, так или иначе, созвучны струнам души каждого русского человека.
Возвращаясь к значимости конкурса, хочется сказать следующее. Очень важно присутствие на конкурсе максимального количества гитаристов-семиструнников страны и зарубежья, педагогов, композиторов, энтузиастов гитары, концертирующих, преподающих, сочиняющих в настоящий момент или находящихся в творческом поиске. Их авторитет, опыт, так или иначе, придадут конкурсу положительный импульс, добавят ему статуса, общение в процессе конкурса поможет взаимно обогатить каждого присутствующего в музыкальном и культурном плане, послужит в итоге на благо русской семиструнной гитары и культуры России в целом. Это очень большая задача, стоящая перед организаторами, но и, пожалуй, наиважнейшая!
Желаю конкурсу в Жуковском, чтобы уровень лауреатов конкурса был эталоном для всех гитаристов, пусть выступление в данном конкурсе будет являться честью для каждого семиструнника и высшей наградой в его творчестве.

С наилучшими пожеланиями и благодарностью организаторам конкурса,
Участник народного ансамбля «Элегия» (г. Ростов-на-Дону)
гитарист-семиструнник
Брагин Михаил
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей