Mischa (Feb 27 2009, 23:03) писал:
Михаил, Вы с сарказмом спрашиваете?
Если нет - то вот примерный план (как меня учили):
Во-первых - наизусть.
Далее - пьеса разбивается на цифры (по несколько предложений, в зависимости от сложности текста), нужно отрабатывать эти "куски" отдельно. В каждой цифре чётко представлять проблематику: в одном месте может быть сложный переход, в другом - быстрый пассаж, в третьем - переход от апояндо к тирандо, в четвёртом - "корявый" аккорд и т.п. Для каждой проблемы есть своё решение, чтобы перечислить всё - нужно написать книгу... Только такую книгу должен сочинить хороший гитарный педагог, а не я: мне многие гитарные "штучки" пока незнакомы. Я расскажу о том, чему меня учили виолончельные педагоги.
--------------
Скажем, попался гаммобразный пассаж. Учится:
1. "в 5-ти темпах" (медленно-средне-быстро-средне-медленно), желательно с метрономом (особенно для молодых-неопытных);
2. Пунктирным ритмом ( группа: нота с точкой - шестнадцатая и наоборот), причём короткая нота укорачивается: чем короче, тем лучше;
3. Особое внимание - переходам в левой из позиции в позицию. Это вообще отдельная большая тема. Но здесь ограничимся вот чем: переходы должны быть быстрыми, но плавными, при переходе должна сохраняться позиция руки, то есть пальцы должны очень быстро вставать над своими местами;
4. Гриша Горячев рекомендовал тренировать пассажи прибавляя по одной ноте. У смычковых я такого метода не встречал, но если такой мастер рекомендует, слушать надо обязательно.
При зубрёжке пассажа всегда сохранять свободу руки, реагировать даже на минимальный зажим, сразу освобождать руку.
5. Часто пассаж не получается из-за правой руки - значит нужно выбрать наиболее удобные переходы со струны на струну в правой руке. Зимаков говорит, что гитарист должен уметь играть любыми пальцами любые пассажи (речь о правой руке) и легко делать переход в любой пальцевой комбинации. Мне кажется, если гитарист этого достиг, значит что-то подсказывать ему не нужно, он уже - профи. А тем, у кого пальцы правой руки иногда "заплетаются" нужно смотреть работу своей руки при разучивании пассажа и выбирать для себя удобный вариант.
6 и главное. Постепенность. Часто бывает так: чуть нАчало выхиливаться - и понеслась душа в рай: бросаем учить и начинаем играть... Если так сделать, то о конечном качестве можно сразу забыть. Текст, вместе со всеми трудностями "забивается" в пальцы постепенно. Эта постепенность приводит к надёжности, о которой я написал...
------------
Далее. Цифры "собираются" по две, по три. Начинать работу над пьесой лучше с последней цифры, потом переходить к самой заковыристой. В конце работы обязательно в нескором темпе проиграть всю пьесу.
- Метод "пяти темпов" относится не только к пассажам, но и к работе над всей пьесой.
- Все звуки должны играться четким, ярким звуком. Нельзя сложные пассажи играть на пиано: вся лажа должна быть "просвечена" и услышана.
- Никогда не пытаться то, что не получается, "проскочить" закрыв уши, понадеявшись на то, что само со временем получится. Если не отработать ковырялистое место так, как я описал, во время исполнения оно обязательно вылезет.
- Играть нужно в таком темпе, в котором можешь сыграть самое сложное место. Стало быть, его нужно отрабатывать больше, чем всё остальное.
- Хорошо во время учёбы периодически превысить настоящий темп. Игра в ускоренном темпе покажет слабые места, которые вроде бы не видны, но могут предать на сцене...
-------
Ну и так далее... Любителю трудно заниматься таким образом, потому что никакой музыки в этом нет, а есть ремесленная работа... Работа тяжёлая и требующая постоянной концентрации. Один из моих педагогов говорил, что от занятий должны уставать не руки, а голова: основная работа приходится на мозги и уши...
Я привожу отдельные места из виолончельных методик, мне они знакомы намного лучше, чем гитарные. Такие же приёмы я встречал и у скрипачей, и у пианистов... Общего - очень много. У каждого инструмента, конечно, есть ещё и свои специальные приёмы, которых нет у других. Но то, что написал - применимо ко всем струнникам.
Миша, мне (и не только мне) было бы интересно услышать что-то из Вашего "арсенала" приёмов. Если уж Вы вынудили меня чепятать целый час, то ответьте хоть что-нибудь.
Сообщение отредактировал Павлов: 27 Февраль 2009 - 22:38