Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. (Каким образом? Конкретно?)
Конкретно каким образом я рассказывал на конференции. Планирование и распределение нагрузки - большая и серьезная тема. Я обязательно напишу развернутый пост по этому вопросу. А в общем идея простая: избежать перегрузок можно давая не слишком много материала. При этом обязательно надо учитывать индивидуальные особенности ученика с одной стороны и требования к репертуару ДМШ с другой.
Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. (Где граница между авторитетом и авторитарностью? И кто должен следить за соблюдением этой границы?)
Авторитет и авторитарность - два разных понятия. Авторитет строится на уважении. Авторитарность - на подчинении. Соответственно, необходимо повышать авторитет учителя в глазах учащихся и исключить авторитарность в его действиях. Как повышать авторитет? Тоже хорошая тема для отдельной статьи. Необходимо очень четкое соблюдение правил профессиональной этики. (например, следует следить за стилем, не допускать фривольностей.) Кроме того необходимо уважать учеников.
Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
Концертная деятельность и ансамблевая практика способствуют повышению интереса к занятиям. (Не всегда и не у всех: некоторых сцена очень сильно зажимает. Ансамбль же зачастую ведет к противоположному результату: далеко не все люди расположены к коллективным действиям)
Далеко не все, но многие. Естественно, необходимо принимать во внимание обратную связь: если ученик категорически против игры в ансамбле, то нельзя на него давить. Можно попытаться убедить.
Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и т.п. (Как использовать?)
И об этом я тоже говорил на конференции. Возможностей к применению очень много. Я, например, показываю других исполнителей, что повышает мотивацию. Естественно, не у всех. Но я и показываю не всем. Для учащихся ДМШ очень важно видеть и понимать, что другие тоже занимаются тем же, причем, с огромным интересом.
Здорово повышает мотивацию, если сделать видео запись первых уроков (первых произведений), а потом просмотреть ее через пол года или через год.
Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
Эффективный способ повышения мотивации — это не упускать из вида цель. (Цель у всех разная; и чаще всего ученик даже не отдает себе отчёта в ней. Педагогу понять цель каждого конкретного ученика еще труднее)
Цели и задачи - еще одна большая тема, достойная так же отдельной статьи. В данном случае, когда цели определены, то эффективный способ повышения мотивации - не упускать из вида цели.
Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
Необходимо регулярно подчеркивать прагматический аспект процесса обучения на гитаре, путем составления списка всех преимуществ, которые будут доступны после достижения цели. (Абсолютно тупиковый путь. Профессия музыканта не престижна и не денежна; с прагматической точки зрения она - "полный отстой")
Прагматика в данном случае не только деньги! это может быть похвала учителя, зала, родителей, других учителей. Это может быть с другой стороны самоудовлетворение от достижения той или иной цели. Ключевое слово в этом предложении "преимущества", а не "деньги"
Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты.
На основе вышеизложенного, у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. (Да это и так всем ясно! Но как этого достичь?)
Во-первых, это не всем ясно. Некоторые не формируют подлинную мотивацию и, как правило, в результате ученик перестает играть, как только заканчивается влияние учителя. Во-вторых, достичь этого можно, как и было написано, на основании вышеизложенного.
Кофанов (Apr 24 2010, 20:37) писал:
Мой вывод: в статье отсутствует положительное содержание. В основном она состоит из общеизвестных вещей (типа "вода мокрая, а небо сверху"). Даются некоторые верные (и столь же общеизвестные) советы - однако без малейшей конкретики по их осуществлению.
Ни научного, ни практического значения этот материал не имеет - даже в качестве тезисов.
Алексей, Ваши выводы, а особенно в области науки, иногда граничат в фантастикой (это я про электрический ток, про химию, про медицину). Поэтому ничего удивительного, что Вы не нашли ничего научного в этой статье.
В мою задачу входило осветить одну из важнейших проблем в классической гитаре. Большое количество желающих играть на гитаре должно было бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. А этого не происходит. Почему? Один из моментов - несоответствие спроса и предложения в ДМШ. Мотивация играет важную роль. Рассматриваем наработки по мотивации в психологии и педагогике. Применяем это к гитаре. Научность налицо.
Я хотел бы еще отметить, что на данный момент не существует русскоязычной литературы по теме мотивации учащихся и студентов училищ и вузов по классической гитаре.