Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ: Уроки К.А.Фраучи - Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Уроки К.А.Фраучи Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 05 Декабрь 2011 - 19:46

Этот рассказ о моей учёбе у Камилла Артуровича Фраучи вряд ли был бы написан, если бы не пожелание гитаристов с форума www.terraguitar.net. В благодарность к их вниманию и помощи я пишу эти воспоминания...

С Камиллом Артуровичем я познакомился практически случайно по рекомендации заведующей клубом МИЭТ (Московский Институт Электронной Техники, который я окончил и в лаборатории которого тогда работал). Время от времени я выступал в институтской самодеятельности и однажды завклубом спросила меня не хотел бы я позаниматься с хорошим педагогом в Москве и дала мне номер телефона. Это было примерно весной 1982 года. Подумав, я решил, что надо попробовать и позвонил. Камилл Артурович назначил мне время для просмотра и я к нему приехал со своей гитарой.

Не знаю что он во мне тогда разглядел. Играл я ему всякую всячину типа «Тико-Тико», «Очи чёрные», «Сальвадор» пополам с грязью и ошибками. Техники у меня тогда нормальной не было - самоучка он самоучка и есть. Может быть Камилл Артурович просто почувствовал, что я фанатик упёртый. В общем, не знаю причин его решения. Во всяком случае мне было сказано что необходимо безоговорочно прекратить играть старые пьесы и начинать учиться заново, с «чистого листа». Что я и сделал :)

Занимался я у него примерно раз в неделю в начале нашей совместной работы, в более поздний период раз в полторы-две недели. Длился урок час или немного больше если позволяло время. Дорога туда и обратно из Зеленограда занимала около 5 часов так как Камилл Артурович жил на юге Москвы. Если занятие назначалось на будний день, то домой я возвращался после полуночи на одном из последних автобусов до Зеленограда. Однако это меня нисколько не тяготило в силу молодости и непередаваемого ощущения прогресса в игре на гитаре.

Пьесы для изучения он мне выбирал сам, из ведомых только ему соображений. Как сейчас помню, что первыми были «Астурия» Альбениса, «Сарабанда» Баха и «Прелюдия №1» Вила-Лобоса. Учили по чуть-чуть, за занятие по строчке-полторы из каждой пьесы. Со всеми нюансами. Куда пальцы ставить, как переходить из одного аккорда в другой, как плавно менять позиции. Где какой звук и как это должно быть по-музыке сделано. Специально никаких технических приёмов не объяснялось, но целью было достижение ощущения идеального удобства в каждый момент исполнения пьесы. Урок обычно состоял из прогона фрагментов предыдущего занятия и изучения новых фрагментов пьес. «Домашнее задание» я старался делать «на отлично» тратить время на его дополнительную чистку, как правило, не приходилось.

Кроме выучивания нового материала, на уроках также затрагивались вопросы общего плана, немаловажные для серьёзного музыканта, такие как поддержание репертуара в хорошей форме, психологическая подготовка к выступлениям. Время от времени Камилл Артурович устраивал прогон нескольких пьес подряд в качестве имитации выступления. С выходом, поклонами, настройкой гитары. Хоть и не в костюме, но с обязательным ощущением, что ты в костюме, на сцене перед зрителями. Замеченные трудности в исполнении брались на заметку и отдельно отрабатывались.

Когда вот так объясняешь про уроки Камилла Артуровича, то совершенно непонятно каким образом получался фантастический прогресс в игре от этих занятий. Кажется в них нет ничего особенного — разбор эпизодов на уроке и их отработка дома. Как в музыкальной школе :) Однако, будучи скрипачом (!) и не умея хорошо играть на гитаре (!!!), Фраучи мог объяснить ученику подходящий для него способ преодоления технических трудностей для любого места в пьесе. Причем способ энергетически эффективный, позволяющий пройти сложное место без напряжения, суеты и страха. Когда движение естественно и удобно, то его гораздо легче запомнить и воспроизвести в любой момент времени. Поэтому сейчас, когда я на форуме вижу объявления о наборе учеников для обучения игре на гитаре, меня почти не интересуют видео выступлений учителя и я всегда прошу выставить видео его учеников, если они есть. Потому что передо мной всегда есть пример Камилла Артуровича Фраучи — суперпедагога, слабо владевшего инструментом, который он преподавал.



Попробую описать принципы работы над музыкальным произведением, которым меня учил Камилл Артурович. Конечно это не более чем пересказ, к тому же прошло много лет и немало интересных вещей уже стёрлись из моей памяти. Но — «чем богаты , тем и рады»...

Обучение игре на музыкальном инструменте Камилл Артурович рассматривал как процесс выработки у ученика правильных привычек. Навыки легкого, техничного исполнения должны лежать в основе изучения любого произведения. В этой связи нежелательно, если не сказать недопустимо, пытаться резко увеличивать темп только что выученного фрагмента пьесы, пользоваться неудобной аппликатурой, не обращать внимание на мелкие технические неудобства, которые со временем могут перерасти в серьёзные проблемы, ведущие к неуверенному и боязливому исполнению. Аппликатура должна быть удобной с самого начала и ученик должен точно знать что и в какой момент делают его пальцы, кисти рук, рука в целом. Это основа для последующей шлифовки произведения. Это как бы фундамент. Если в нем есть трещина, то здание не устоит, и ошибки при исполнении неизбежны. Таким образом акцент при обучении делается на недопущении ошибок с самого начала работы над пьесой, потому что исправление ошибок на порядок более трудоёмкое занятие, чем правильное заучивание, к тому же ошибки имеют свойство «всплывать» в самый неподходящий момент, то есть на концерте.

Для надёжного запоминания, с точки зрения Камилла Артуровича, мы должны использовать разные виды памяти (для этих видов он использовал термин «запись») одновременно - логическую, зрительную, слуховую, мышечную. Ученик должен чётко представлять пофрагментную структуру пьесы, иметь зрительный образ нот (у меня всегда с этим были большие проблемы), иметь ясный слуховой образ музыкальной фразы до её исполнения, ну и, конечно, должен уметь играть наизусть а не с листа в любых условиях — хоть в полной темноте.

Обычно пьеса им разделялась на музыкальные фразы и эпизоды, которые примерно соответствуют вариации для пьес типа темы с вариациями. Чтобы их было легче запомнить, им зачастую давались собственные названия, например, «пулемётчик», «дамское кокетство», «хорал», «большой этюд» и так далее. Для небольших пьес это кажется излишеством, но для крупной формы такое поименование было большим подспорьем, ведь, скажем, в «Чаконе» Баха около пятидесяти эпизодов, которые выучивались не подряд от начала до конца, а вразнобой. К тому же ассоциативное название сразу активизирует остальные виды памяти. Скажешь про себя: «Хорал», и сразу в мозгу появляется образ начала мажорной части «Чаконы» и ты уже готов к её исполнению.

Труднее всего мне давалась тренировка зрительной памяти, которая у меня всегда хромала. Конечно я пытался следовать указаниям маэстро и регулярно просматривал ноты произведений (в том числе и ранее выученных!) проигрывая их в уме или на инструменте. Однако надолго этого запоминания мне не хватало и вызвать в нужный момент зрительный образ нот было практически невозможно. Так что в игре я больше полагался на слуховую и мышечную «запись», благо с ними было всё в порядке. Но ведь есть люди с отличной зрительной памятью и для них этот способ запоминания мог бы сослужить хорошую службу.

Для того, чтобы улучшить запоминание использовался способ концентрации внимания на разные аспекты исполнения. Например, эпизод мог быть сыгран с максимальным вниманием к движению рук или наоборот - движения рук никак не контролировались, при этом возникающие ошибки ясно показывали недоделанные места в эпизоде, то есть места где мышечная память была слабой. Аналогично можно было проиграть эпизод с вниманием на работу только правой руки, при этом выявлялись недочёты в работе левой руки. Достаточно сложным был тест на прогон произведения с полной отдачей по музыке и ощущением игры на публике. Несмотря на то, что, конечно, в зале себя чувствуешь более нервно, такие прогоны действительно дают некоторую привычку держать себя в руках и не дают окончательно пропасть в стрессовой обстановке.

Таким образом постепенно вырабатывается привычка к правильному, безошибочному, техничному исполнению в любой обстановке. Это является логичным следствием изначально безошибочной и уверенной игры на всех этапах подготовки пьесы. Ощущения, возникающие при правильном исполнении запоминаются учеником в разных условиях и разными видами памяти и, в дальнейшем, поддерживаются в «боевом» состоянии при помощи регулярного обращения к фрагментам пьесы с целью их проверки на целостность и возобновления недостаточно надёжных мест.



Теперь обратимся к методике шлифовки музыкальных фраз и объединению их в в эпизод и далее — в пьесу целиком.

Запомнив логичную и удобную аппликатуру в очень медленном темпе, ученик должен проигрывать фрагмент по несколько раз в день, причём количество повторов зависит от сложности фрагмента. Некоторые особо каверзные места Камилл Артурович предписывал проигрывать по 50, а то и по 100 раз в день. Если никаких неудобств нет, то темп немного увеличивается. При наличии ошибки темп снижается до возможности играть безошибочно. Нельзя оставлять ошибку без внимания, потому что её повторение тоже создает привычку. Вытравить эту привычку бывает очень сложно. С другой стороны, повторить правильно пусть даже сотню раз короткую (на пару тактов) фразу много времени не занимает и, если проявить терпение и настойчивость, самые сложные места довольно быстро начинают получаться в нужном темпе.

Чтобы облегчить процесс соединения отдельных фраз в эпизод, при шлифовке фрагментов рекомендовалось время от времени играть пару-тройку нот следующего фрагмента, чтобы привыкать к ощущению перехода к новой фразе. Во время «сборки» эпизода, естественно, переходы отрабатываются также от очень медленного темпа к нормальному по мере безошибочного повторения.

Полностью готовая пьеса повторяется целиком не часто, обычно не чаще чем раз в день. Её эпизоды и фрагменты должны регулярно повторяться для поддержания в надёжной форме. Причём повторение желательно делать как в нормальном темпе, так и в замедленном, чтобы освежать правильную аппликатуру не только в мышечной, но и в зрительной памяти. Ещё нужно регулярно заглядывать в ноты, о чём я уже писал.

Полезно также уметь играть пьесу немного быстрее положенного темпа. Это, во-первых, даёт исполнителю ощущение лёгкости исполнения в нормальном темпе, и, во-вторых, позволяет выйти без потерь из ситуации, когда, вследствие нервной обстановки при игре перед публикой, гитарист начинает торопиться и играет быстрее чем надо.



Немного о Камилле Артуровиче как я его запомнил.

Небольшого роста, светлые глаза, седая шевелюра и борода, всегда бодрый, энергичный. Никогда не видел его в унынии, раздраженном, плохом настроении. На занятиях много курил, что доставляло мне большое неудобство, потому что я сам некурящий. Редко критиковал результаты моих усилий, чаще хвалил, возможно из педагогических соображений. На чужих занятиях я не присутствовал и не знаю являлось ли для него это нормой или нет.

Большой любитель интеллектуальных развлечений. Неплохо играл в шахматы. Думаю, примерно на второй разряд. Иногда мы с ним играли, если позволяло расписание его занятий. Был большим поклонником Каспарова и страстно болел за него во время известного безлимитного матча Карпов - Каспаров. Ещё любил раскладывать замысловатый пасьянс, которому и меня научил. Камилл Артурович называл его «Наполеон», правда я не уверен, что это его настоящее название.

Любил собак. У него был чёрный пудель и такса. Потом стало уже две таксы :) Собаки были ласковые и принимали меня благосклонно, как своего. Если занятие проводилось в комнате с диваном, то зачастую они устраивались на диване вместе с Камиллом Артуровичем и, пока я показывал «домашнее задание», он их гладил.

Ближе к концу моего обучения он начал понемногу выводить меня на публику. Время от времени приглашал выступать с одной - двумя пьесами на концерты в небольших залах. Тут выяснилось, что я уже совсем отвык от игры в зале, и мне пришлось скорректировать подготовку к исполнению на публике.

Однако, это уже был 1985 год. Начало больших перемен и в стране и в моей жизни. Мне пришлось делать выбор основной профессии и я не решился стать профессиональным музыкантом. Естественным образом занятия с Камиллом Артуровичем сошли на нет. В общем, я уверен, что сделал правильный выбор, но червячок сомнения нет-нет да и закопошится внутри. В любом случае, я прошел все эти годы вместе с гитарой и в этом, безусловно, заслуга Камилла Артуровича Фраучи.
7

#2 Пользователь офлайн   borges 

  • Любит посидеть
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 102
  • Регистрация: 16 Декабрь 09

Отправлено 06 Декабрь 2011 - 11:00

Большое вам спасибо за интересную тему.

А можно более поподробнее о заучивании пьес? Например если представим себе пьесу, которая занимает 3 страницы. На каждой странице по 6 нотных строк, все строки одного уровня сложности и нет никаких повторений. Как конкретно выглядит работа от заучивания отдельных кусков до сборки всего сочинения?

Я покажу на примере, что я имею в виду. У меня работа над такой пьесой в сильно упрощенном виде выглядела бы так (первая страница А имеет 10 строк А1-А6, вторая страница Б1-Б6, третья страница С1-С6)

Первый день
А1 x50 раз,
Б1 x50 раз,
С1 x50 раз,

Второй день
А1 x10 раз,
А2 x50 раз,
Б1 x10 раз,
Б2 x50 раз,
С1 x10 раз,
С2 x50 раз,

Третий день
А1 x5 раз,
А2 x10 раз,
Б1 x5 раз,
Б2 x10 раз,
С1 x5 раз,
С2 x10 раз,
А1+А2 x10 раз,
Б1+Б2 x10 раз,
С1+С2 x10 раз,

.....

Через месяц
А+B+С 1 раз

А1 x2 раз,
А2 x2 раз,
А3 x2 раз,
А4 x2 раз,
А5 x2 раз,
А6 x2 раз,

B1 x2 раз,
B2 x2 раз,
B3 x2 раз,
B4 x2 раз,
B5 x2 раз,
B6 x2 раз,

С1 x2 раз,
С2 x2 раз,
С3 x2 раз,
С4 x2 раз,
С5 x2 раз,
С6 x2 раз,

А1+А2 x5 раз,
Б1+Б2 x5 раз,
С1+С2 x5 раз,

А3+А4 x5 раз,
Б3+Б4 x5 раз,
С3+С4 x5 раз,

А5+А6 x5 раз,
Б5+Б6 x5 раз,
С5+С6 x5 раз,

А1-А6 x5 раз,
Б1-Б6 x5 раз,
С1-С6 x5 раз,

А+B+С 1 раз

Проблема в том, что время необходимое на работу над пьесой растет. Если бы я таким образом работал над Чаконной, то на работу по такому плану уходило бы по несколько часов.

А как учил вас Фраучи? Что можно сделать лучше?
0

#3 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 06 Декабрь 2011 - 15:12

Просмотр сообщенияborges (06 Декабрь 2011 - 11:00) писал:

Большое вам спасибо за интересную тему.

А можно более поподробнее о заучивании пьес? Например если представим себе пьесу, которая занимает 3 страницы. На каждой странице по 6 нотных строк, все строки одного уровня сложности и нет никаких повторений. Как конкретно выглядит работа от заучивания отдельных кусков до сборки всего сочинения?

....


Проблема в том, что время необходимое на работу над пьесой растет. Если бы я таким образом работал над Чаконной, то на работу по такому плану уходило бы по несколько часов.

А как учил вас Фраучи? Что можно сделать лучше?


Время, необходимое для работы над пьесой зависит от нескольких факторов, и в первую очередь от того сколько времени Вы можете уделить ей каждый день. Если нужно срочно выучить - будет одно расписание занятий, если не торопясь - другое. Чакону я учил примерно два года, занимаясь ей понемногу, минут по 15 в день. Конечно, к концу объём работы растёт, это естественно, ведь только один прогон Чаконы обойдётся в 15 минут чистого времени. Значит приходится балансировать разделение времени занятий между выучиванием нового и чисткой старого репертуара, а ведь еще и просто поиграть хочется, не по расписанию :) Здесь Вы сами должны решать что для Вас важнее. Могу сказать, что Фраучи меня не снабжал какими-то расписаниями, ему был важен результат, с которым я к нему приходил на следующее занятие. Когда я пишу о количестве повторений, задаваемых мне маэстро, то это нечастый случай, касающийся действительно трудных технически фраз. Обычно он мне оставлял этот вопрос для самостоятельного решения.

Главный принцип выучивания состоит в удобной и уверенной игре. Если Вы чувствуете, что комфортно можете несколько раз сыграть фразу, то можно попробовать увеличить темп. Не потому, что Вы сделали 10-20 повторений, а потому, что всё получается легко и без ошибок. Есть проблемы - снижаем темп и добиваемся безошибочной игры в медленном темпе. Если следовать этой методике, то, со временем, Вы научитесь хорошо чувствовать момент перехода на следующий уровень темпа. Кроме того, постепенно накапливается багаж, так сказать, "шаблонов" правильных движений, ощущений, что позволяет сократить время выучивания. По себе могу сказать, что в начале обучения за неделю я учил 3-4 строчки текста. В конце - 2-3 страницы в полторы-две недели, причём кое-что Камилл Артурович оставлял на моё усмотрение по части аппликатуры. И это с учётом того, что мне приходилось поддерживать репертуар примерно на 2 часа чистого времени. А занимался я в день те же 2-3 часа в день как и сейчас потому что работал по специальности, а в выходные ездил к Фраучи на занятия.

Порядок выучивания фрагментов пьесы обычно был вразнобой а не от начала к концу. Фразы и эпизоды для проработки давались мне по понятным только Камиллу Артуровичу соображениям. Возможно он хотел предотвратить преждевременное проигрывание мной сыроватых кусков пьес, ведь часто хочется попробовать а что же там дальше, а там и ещё, и ещё... В итоге играем большой кусок музыки как попало, накапливая грязь и заучивая ошибки. Но к этому надо подходить индивидуально. Если Вам удается себя удержать от забегания вперёд, то можете учить A1, A2, ..., B1,B2....

Соединение частей правильно подготовленных обычно не занимает чрезмерно много времени. Число прогонов больших кусков не должно быть большим, по времени менее затратно работать с эпизодами, собирая и вычищая их по мере необходимости. Конечно, совсем без прогонов пьесы не обойтись, потому что ощущение игры всей пьесы целиком тоже должно быть отработано и заложено во все виды памяти, но, как говорил мне Фраучи, прогон это приятный подарок за отличную работу с произведением. Ну раз, ну два в день сыграть, а то и раз в несколько дней, если это вещь из вашего постоянного репертуара.

А вообще, в этом деле всё очень индивидуально. Пробуйте, следите за своими ощущениями от игры, определяйте возможности Вашей памяти по скорости запоминания и удержания выученного. Решайте вопрос что держать в репертуаре в наилучшем виде, а что можно "задвинуть в чулан". В общем, желаю успехов!
3

#4 Пользователь офлайн   TNT 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 348
  • Регистрация: 13 Июнь 10

Отправлено 06 Декабрь 2011 - 17:24

а укажите примерный перечень пьес который Вы играли на "вершине успеха", так сказать
0

#5 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 940
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 06 Декабрь 2011 - 17:30

на каком этапе и по какой методике/схеме происходила работа над "музыкой": отработка динамических оттенков, агогики и пр.?
0

#6 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 06 Декабрь 2011 - 20:05

Просмотр сообщенияTNT (06 Декабрь 2011 - 17:24) писал:

а укажите примерный перечень пьес который Вы играли на "вершине успеха", так сказать


Бах: "Чакона" из 2-й скрипичной партиты, "Прелюдия" из 3-й скрипичной партиты

Альбенис: "Астурия", "Алая башня"

Барриос: "Собор"

Таррега: "Арабское каприччио", "Блестящий этюд", "Воспоминания об Альгамбре"

Сор: "Вариации на тему Моцарта"

Малатс: "Испанская серенада"

Иванов-Крамской: "Вариации на тему "Тонкая рябина""

Пухоль: "Шмель"

Вила-Лобос: "Прелюдии 1,3,4", "Шоро"

Гранадос: "Испанский танец №5"


В общем, джентльменский набор + с десяток коротких пьес на бис разных авторов. Что-то мог сейчас сразу и не вспомнить - давно это было.
0

#7 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 06 Декабрь 2011 - 20:32

Просмотр сообщенияMischa (06 Декабрь 2011 - 17:30) писал:

на каком этапе и по какой методике/схеме происходила работа над "музыкой": отработка динамических оттенков, агогики и пр.?


С музыкой, в основном, работа шла на этапе отработки фраз. Тембр звука, динамика, настроение отрабатывалось вместе с пальцами и переходами. То есть даже в медленном темпе музыкальная канва фразы должна была присутствовать. И чем ближе к окончательному темпу - тем в большей степени. Естественно, что и на последующих этапах про музыку не забывали, надо было обеспечить хорошие музыкальные переходы между фразами, эпизодами, сбалансировать звучание пьесы в целом.

Надо сказать, что сам по себе я не обладал хорошими музыкальными задатками и мне приходилось буквально выполнять указания Фраучи и пытаться каким-то образом уложить музыку в свои мозги. Постепенно я стал лучше разбираться в фразировке, акцентах и других компонентах именно музыкальной стороны исполнения, но прогресс в этом был достаточно труден и это тоже повлияло на моё решение отказаться от карьеры профессионального музыканта. Хотя зрители с удовольствием слушали меня, в глубине души я понимал насколько несовершенно моё исполнение в музыкальном плане.
1

#8 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 940
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 07 Декабрь 2011 - 08:14

спасибо!
0

#9 Пользователь офлайн   strannik 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 369
  • Регистрация: 03 Февраль 11

Отправлено 08 Декабрь 2011 - 06:58

Здравствуйте Борис.
Огромное спасибо за Ваши очень ценные для нас воспоминания.
Из Вашего рассказа следует, что отработка различных приемов техники проводилась не на специальном учебном материале, а по ходу разучивания и работы над произведением. Ведь действительно, в каждой пьесе можно выделить эпизоды на тот или иной технический прием. Например, в том же«Арабском каприччио» - готовая хроматическая гамма, в прелюдиях и этюдах Вила Лобоса - ломанные арпеджио и т.д. Также на технику работает многочисленные повторы трудных связок, прыжков. Тем самым экономиться наше с вами драгоценное время. Конечно есть опасность «забалтывания».Но ключевым моментом здесь является, как Вы отметили – постоянный контроль и напряженная работа за соблюдением музыкальности.
У меня вопрос, а какие требования у Камилла Артуровича были к постановке обеих рук, техники звукоизвлечения(туше).На что он обращал внимание при анализе игры известных гитаристов?

Сообщение отредактировал strannik: 08 Декабрь 2011 - 07:01

0

#10 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 08 Декабрь 2011 - 09:16

Просмотр сообщенияstrannik (08 Декабрь 2011 - 06:58) писал:

Здравствуйте Борис.
Огромное спасибо за Ваши очень ценные для нас воспоминания.
Из Вашего рассказа следует, что отработка различных приемов техники проводилась не на специальном учебном материале, а по ходу разучивания и работы над произведением. Ведь действительно, в каждой пьесе можно выделить эпизоды на тот или иной технический прием. Например, в том же«Арабском каприччио» - готовая хроматическая гамма, в прелюдиях и этюдах Вила Лобоса - ломанные арпеджио и т.д. Также на технику работает многочисленные повторы трудных связок, прыжков. Тем самым экономиться наше с вами драгоценное время. Конечно есть опасность «забалтывания».Но ключевым моментом здесь является, как Вы отметили – постоянный контроль и напряженная работа за соблюдением музыкальности.
У меня вопрос, а какие требования у Камилла Артуровича были к постановке обеих рук, техники звукоизвлечения(туше).На что он обращал внимание при анализе игры известных гитаристов?


Да, Вы правильно поняли. Ни гаммы, ни упражнения не использовались, только музыкальный материал. Анализ игры известных музыкантов со мной не проводился.

Постановку рук Камилл Артурович мне не менял. То ли было всё хорошо, то ли безнадёжно :) Обращал внимание на то, чтобы левая не была излишне напряжена и по-возможности свободно висела а не поддерживалась плечом, чтобы при прижиме струны прилагалось только минимально необходимое усилие и использовался вес кисти чтобы это усилие сделать ещё меньше. Отрабатывалось (на соответствующих фразах из пьес) выполнение быстрых длинных переходов из позиции в позицию за счёт укорочения последней перед переходом ноты. Обращалось внимание на параллельность движения кисти во время переходов. В особо трудных случаях использовался скользящий опорный палец.

Для правой руки обычно он мне говорил когда нужно играть апояндо, где нужно сменить тембр. Так же, как и для левой руки, требовалось играть без напряжения ("как кошку гладить" по его словам), стремиться не увеличивать амплитуду движения пальцев сверх разумного уровня, соответствующего громкости звука, плавно, без рывков менять позиции руки. О предподготовке речи никакой не было, играл и играю по-старому, то есть без постановки пальца на струну. Для быстрых длинных пассажей использовалась трёхпальцевая аппликатура p-i-m-p-i-m (или p-m-i-p-m-i если кому так удобнее). Мне это дало большой прирост скорости исполнения, потому что сам по себе задатков "скоростного" гитариста я не имею.
1

#11 Пользователь офлайн   sima 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 515
  • Регистрация: 31 Январь 06

Отправлено 08 Декабрь 2011 - 12:19

Борис, огромное спасибо то, что поделились своими воспоминаниями. Это поистине ценно!

Можно Вас попросить осветить чуть подробнее момент поддержания репертуара в хорошей форме. Когда в работе достаточно много пьес и они на разных стадиях готовности.

Спасибо!

Сообщение отредактировал sima: 08 Декабрь 2011 - 12:19

0

#12 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 08 Декабрь 2011 - 14:23

Просмотр сообщенияsima (08 Декабрь 2011 - 12:19) писал:

Борис, огромное спасибо то, что поделились своими воспоминаниями. Это поистине ценно!

Можно Вас попросить осветить чуть подробнее момент поддержания репертуара в хорошей форме. Когда в работе достаточно много пьес и они на разных стадиях готовности.

Спасибо!


Основа поддержания репертуара это регулярное возобновление всех "записей" пьесы - логической, слуховой, зрительной и мышечной. Период обновления пьесы из репертуара должен быть не больше 3-4 дней, в крайнем случае - не больше недели. Хотя, может быть, именно у Вас все виды памяти безупречны и можно увеличить интервал. Для меня это не так и я старался работать с выученными пьесами почаще. Сейчас я это делаю только для малого количества любимых пьес в целях экономии времени.

За эти дни нужно хотя бы раз прогнать пьесу целиком, проверить и почистить все фразы и переходы в пьесе, освежить зрительный образ нот, повторить логическую структуру произведения (вроде как стишок прочитать по названиям эпизодов, особо ярких фраз, представляя начало музыки каждого эпизода или особой фразы). Для чего это нужно, надеюсь, понятно - подкрепить мышечную память всеми остальными. Давно выученная пьеса имеет тенденцию исполняться "на автомате" с устоявшимися, одинаковыми ощущениями. Если не предпринимать усилий, то постепенно гитарист забывает подробности исполнения каждого конкретного фрагмента, полагаясь на мышечную и, в какой-то степени, на слуховую память. В условиях стресса сбой в игре может привести к тому, что Вы не сможете вспомнить что же должны делать руки дальше (отказ мышечной памяти) и простой сбой перерастёт в остановку или что-нибудь похуже, вплоть до полной невозможности продолжить исполнение пьесы.

Музыкальные фразы повторяются при чистке не только в нормальном, но и в медленном темпе, что даёт возможность освежить зрительную память, контролируя правильное движение рук и пальцев глазами. Количество повторений должно соответствовать крепости Вашей памяти и определяется экспериментально :). Желательно также держать в уме зрительный образ нот (про это я писал раньше). Естественно, наибольшее внимание следует уделять моментам, вызвавшим любого типа затруднения при прогоне пьесы. Особенно, если эти трудности повторяются. В таком случае фраза должна быть как бы заново выучена от медленного темпа к быстрому. Но не стоит надеятся, что какие-то эпизоды можно оставить без внимания потому что они лёгкие и "всегда получаются". Моя, например, практика показывает, что самые трудные технически места пьес меньше всего деградируют со временем, а то, что легко училось, имеет тенденцию также быстро (а главное - неожиданно!) из памяти исчезать. В общем, чистка очень похожа на выучивание, только занимает меньше времени из-за того, что вспоминать всё-таки легче чем учить :) С другой стороны бывает трудно заставить себя делать эту нужную, но нудную работу когда всё вроде бы само собой играется.

Длинные произведения при выучивании имеют разные стадии готовности своих частей. В таком случае готовые до уровня "хоть сейчас на сцену" части включаются в процесс поддержания как самостоятельные пьесы. А когда произведение будет готово целиком, то включаем уже его в цикл "регенерации".
5

#13 Пользователь офлайн   sima 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 515
  • Регистрация: 31 Январь 06

Отправлено 08 Декабрь 2011 - 22:05

Борис, Спасибо!
0

#14 Пользователь офлайн   Emilka 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 144
  • Регистрация: 21 Август 10

Отправлено 10 Декабрь 2011 - 13:47

Очень познавательно, спасибо!
Можно учебник игры на гитаре сделать на основе этого текста.
0

#15 Пользователь офлайн   garyzen 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 256
  • Регистрация: 08 Сентябрь 10

Отправлено 23 Декабрь 2011 - 17:09

да...поддерживаю...учебник был бы хороший!
0

#16 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 23 Декабрь 2011 - 17:33

Эти записки вряд-ли потянут на учебник, да и я - не педагог и не писатель. Насколько я понимаю, сейчас Миша переводит учебник, в котором многое созвучно методике Фраучи, но более систематически изложено :)
0

#17 Пользователь офлайн   slwax 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 580
  • Регистрация: 25 Август 07

Отправлено 20 Февраль 2015 - 23:29

Здравствуйте, Борис! Скажите пожалуйста название книги которую переводит Михаил?? И как полное имя отчества Михаила?)спасибо.
0

#18 Пользователь офлайн   Boris_Larin 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 990
  • Регистрация: 28 Октябрь 10

Отправлено 21 Февраль 2015 - 11:10

Просмотр сообщенияslwax (20 Февраль 2015 - 23:29) писал:

Здравствуйте, Борис! Скажите пожалуйста название книги которую переводит Михаил?? И как полное имя отчества Михаила?)спасибо.


Насколько я помню, речь шла об этой книге:

https://terraguitar....B8&fromsearch=1

Отчество Миши я не знаю, к сожалению.
0

#19 Пользователь офлайн   blacksee50 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 704
  • Регистрация: 01 Февраль 14

Отправлено 02 Июнь 2015 - 04:57

Здравствуйте! Я расскажу, как я занимался, и сейчас буду работать по той же методике. Поскольку я служил, занимался по утрам, вставал в около 5 утра. Занятия начинал всегда с упражнений на легато, сначала восходящее, затем нисходящее, поскольку, как показал мой личный опыт, лучше готовятся пальцы к дальнейшей работе. Затем играл гаммы в аппликатуре Андреса Сеговия, все от начала до конца в во всех видах аппликатуры правой руки. Следующий этап арпеджио, из Школы Пухоля, сначала без большого пальца, затем с ним, следующий этап исполнение одного звука на одной струне в хроматическом порядке. Потом приступал к исполнению этюдов, вся эта работа занимала 2 часа. Бывало соседи по трубам стучали, но скандалов не устраивали. Последний час утренних занятий играл художественные произведения, начиная с разучивания нового материала. Новые пьесы вначале играл по одному разу в день, когда выучивал наизусть, это, как правило происходило быстро, неделя-две, и я уже играл наизусть, тут уже начиналась отработка, на трудных местах никогда не останавливался, разве в ходе исполнения мог остановиться, повторить несколько раз и затем двигаться дальше. Завершал утренние занятия исполнением уже отработанного материала. В вечернее время играл только пьесы, ну мог попеть под гитару. Я никогда не торопился искусственно увеличивать темп игры. По мере отработки упражнений, или пьес пальцы сами начинают "бежать" быстрее.

Сообщение отредактировал blacksee50: 02 Июнь 2015 - 05:02

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей