Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ: Национальный День Шоро - Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ

Перейти к содержимому

Правила

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Национальный День Шоро 23.04.2015 Посольство Бразилии в Москве Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Saden 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 27
  • Регистрация: 31 Май 12

Отправлено 15 Май 2015 - 00:17

В Бразилии каждый год 23-апреля отмечается как национальный день шоро (Dia Nacional do Choro) И вот уже второй раз, нам,музыкантам исполняющим бразильскую музыку удалось и в этом году отметить этот день, отдавая дань уважения легендарному музыканту и композитору Pixinguinha. В том году это мероприятие открыли наши друзья,музыканты из Бразилии, коллектив Dois Por Quatro, в этом году московский коллектив Alma do Brasil, выступивший с сольным концертом в посольстве Бразилии в Москве. Конечно, данное мероприятие далеко по своему формату от того как это проводится в Бразилии, ввиду отсутствия музыкантов исполняющих в этом стиле, да и сам жанр шоро в России не распространен. Но семена посеяны, остается только поливать. Привожу статью об этом стиле и небольшой видео-отчет концерта в посольстве.

Это случилось в конце 19-ого столетия в Рио - де - Жанейро, когда бразильские музыканты начали смешивать европейские мелодии, афро-бразильские ритмы и меланхоличную интерпретацию музыки бразильских индусов (индейцев), чтобы создать Шоро. Шоро оставался главным стилем популярной музыки до 1920-х, ведя непосредственно к Самбе и позже к Боссанове.

Шоро (порт. choro, произношение: [ˈʃoɾu], в переводе: «крик» или «плач»), в уменьшительное название шориньо («маленький крик» или «маленький плач»), инструментальная пьеса, характерная для бразильской народной музыки, её происхождение относят к XIX веку, а также музыкальный ансамбль, который её исполняет, стиль привычный для её исполнения и особый музыкальный жанр, характерный для бразильской музыки. Считается, что её родина – кварталы бедноты Рио-де-Жанейро. Несмотря на свое название музыка часто имеет быстрый и счастливый ритм. Её характеризует виртуозность и импровизации. Шоро считается первым явлением самостоятельной бразильской городской популярной музыки.

История возникновения.
Первоначально шоро исполняло трио в составе: флейта, гитара и кавакиньо (небольшая гитара с четырьмя струнами). С течением времени стали использоваться и другие инструменты: мандолина, кларнет, саксофон, труба (музыкальный инструмент) и тромбон, иногда ударные. Известно, что первоначально подобные ансамбли формировались по профессиональному признаку – среди ансамблей преобладали состоящие из работников почтовой/телеграфной службы и железнодорожного транспорта. Термин “шоро” использовался сначала для обозначения именно инструментального ансамбля и его стиля исполнения (первое упоминание в подобном значении относится к 1870 году), позднее термин стал употребляться и для обозначения отдельной пьесы и целого музыкального жанра. Привычная форма шоро как отдельной пьесы – рондо. Появление шоро было обусловлено влиянием нескольких культур: африканских ритмов, мелодий индейцев, европейской музыкальной традиции (полька, вальс, мазурка), латиноамериканской музыки (хабанера…). Ансамбли играли на улицах городов, в трактирах, на праздниках и карнавалах. В 1910 годах появились первые записи подобных ансамблей на граммофон. Настоящее признание и международный успех шоро пришёл в эпоху радио (в 1930-е годы). В конце 1970-х годов бразильское правительство прилагало успешные усилия по популяризации жанра путем проведения под эгидой телевидения общенациональная фестивалей в 1977 и 1978 годах, которые привлекли к шоро внимание молодого поколения профессиональных музыкантов.

Шоро в оценке композиторов XX века.
Большинство бразильских композиторов признают большую роль шоро в истории национальной инструментальной музыки. Эйтор Вилла-Лобос называл шоро “истинное воплощением бразильской души”. Ему принадлежит "Сюита в бразильском народном стиле" для гитары (состоит из пяти шоро, где каждая из четырёх первых пьес стилизована под жанр европейской музыки, признаваемый музыковедами в качестве источника формирования шоро и “14 шоро” (1920-1929 годы сочинения). Французский композитор Дариус Мийо был очарован шоро, когда жил в Бразилии (1917 год), он сочинил балет “Бык на крыше” (1919 год), в котором он использует около 30 бразильских мелодий, преимущественно шоро, а также сюиту "Бразильские танцы" (другое название "Тоска по Бразилии", сочинение 1921 года), в которых также цитируются шоро, услышанные композитором в Бразилии.

Инструменты ансамбля, исполняющего шоро.
Флейта
Кларнет
Тромбон
Мандолина
Кавакиньо
6-струнная гитара
7-струнная гитара
Пандейру

Что для нас Бразилия? Это страна, земли которой пропитаны водами Амазонки и покрыты непроходимыми лесами. Страна роскошных карнавалов, зажигательной самбы и смертоносной капоэйры. А в музыке это, конечно, Вила-Лобос и его многочисленные сочинения, среди которых наибольшую популярность имеют два грандиозных цикла: «Бразильские бахианы» и «Шоро».
Не всем известно, что шоро – это не только музыка Э. Вила-Лобоса, но, в первую очередь, бразильская фольклорная традиция коллективного музицирования с большой долей импровизационности. Для многих бразильцев эта повсеместно развитая городская традиция стала образом жизни, а для некоторых профессиональных композиторов (в том числе и для Э. Вила-Лобоса) – «начальной школой» музыкального образования. Однако к концу ХХ века шоро приобретает более элитарный характер. Сегодня до России от культуры шоро долетают лишь отголоски в виде редких аудиозаписей, например, известного в Бразилии исполнителя Паулинью да Виолы. Расцвет аутентичного, народного шоро приходится на первую половину прошлого века, которую осветили своим творчеством многие талантливые музыканты-шораны.
Алфреду да Роша Виану-младшего, музыканта по прозвищу Пишингинья (1897–1973), считают одной из наиболее значительных фигур в истории шоро. Блестящий флейтист и саксофонист, автор множества шоро-пьес, арранжировщик и организатор, Пишингинья родился и вырос в среде шоро. Его отец, Алфреду Виана-старший, часто проводил у себя в доме своебразные музыкальные собрания, на которых играли шоро, и собирал нотные образцы шоро-музыки. Пишингинья и его братья с юного возраста принимали участие в музицировании шоро, и со временем многие из них – Лео, Хенрик и Отавиу – стали уважаемыми шоранами. А Пишингинья уже к 18 годам был одним из самых известных шоро-музыкантов Рио-де-Жанейро.
Деятельность Пишингиньи всегда была связана с какими-либо музыкальными группами и ансамблями, игравшими популярную танцевальную и вокальную музыку: шоро, самбы, танго, модиньи и т. п. Сам он был организатором и руководителем ряда инструментальных групп.
Первый ансамбль Пишингиньи «Ойту батуташ» («Восемь мастеров») принес известность и славу не только его руководителю и музыкантам, но и всей традиции шоро в Бразилии, а также за ее пределами, как в Латинской Америке, так и в Европе.
Годы деятельности «Ойту батуташ» совпали с периодом расцвета культуры шоро. Однако спустя несколько лет энтузиазм и ажиотаж вокруг шоро стал значительно меньше и многих шоранов одолели ностальгические настроения. Эти тенденции коснулись и Пишингиньи, который в 1932 году организовал новый ансамбль «Групу да Велья Гуарда» («Старая гвардия»).
В конце 1940-х интерес к шоро настолько снижается, что даже такому именитому музыканту как Пишингинья приходится идти на крайние меры: он продает авторские права на свою музыку коллеге по «Ойту батуташ» – флейтисту Бенедиту Ласерде. Ухудшающееся здоровье вынудило Пишингинью оставить флейту и обратиться к саксофону. Последние годы своей музыкальной карьеры Пишингинья провел, музицируя на частных торжествах. Попав из-за болезни сердца в больницу, он умирает в 1973 году. Так, с закатом золотой эпохи шоро ушел и ее величайший представитель.
Пишингинью по праву считают самым известным шораном в XX веке. Его шоро-пьесы «Нежность» («Carinhoso»), «Роза» («Rosa»), «Простодушный» («Ingênuo»), «1:0» («Um a Zero»), «Спускаясь с горы» («Descendo a serra»), «В то время» («Naquele Tempo»), «Жалоба» («Lamento»), «Еще есть» («Ainda existe») и многие другие известны по всей Бразилии. Это замечательные образцы самобытной оригинальной бразильской культуры народного городского фольклора, не лишенные авторской индивидуальности. Сам же Пишингинья – без сомнений, знаковая фигура в истории шоро – и поныне является для многих музыкантов во всем мире кумиром и «духовным» учителем.

Alma do Brasil
https://youtu.be/pXyHJu7eCn8
https://youtu.be/wngNOibEZEc
https://youtu.be/muXWsSajYKI
https://youtu.be/PEYt4sU43pk
https://youtu.be/m1F_u9Hvwfc
Моя ссылка
Моя ссылка
Моя ссылка
Моя ссылка
3

#2 Пользователь офлайн   lubitel 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 587
  • Регистрация: 22 Апрель 11

Отправлено 15 Май 2015 - 09:13

Спасибо, очень интересно!
Переводы термина на русский напомнили наши волжские наигрыши - СТРАДАНИЯ. Может так и переводить? :D
0

#3 Пользователь офлайн   Saden 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 27
  • Регистрация: 31 Май 12

Отправлено 15 Май 2015 - 18:25

Просмотр сообщенияlubitel (15 Май 2015 - 09:13) писал:

Спасибо, очень интересно!
Переводы термина на русский напомнили наши волжские наигрыши - СТРАДАНИЯ. Может так и переводить? :D

Несмотря на то что Шоро переводится как Крик или Плач-эта музыка носит довольно веселый характер. Есть конечно начальная точка, так сказать "Томленное шоро"-эта ветвь очень отражает данный перевод, но негритянское общество параллельно играло самбу и характерная особенность стиля шоро, с его фактурой слилось воедино. Просто шоро идет так сказать от светского(белого) общества, а самба от бывших рабов, черного населения. Не будет фламенко без его характерных ритмов и фальцетас, так и шоро, без 7-струнной гитары, кавакиньо, мандалины, флейты, тромбона и пандейро будет немного иначе уже звучать, можно конечно солирующие инструменты заменить на другие, но без 7-струнной гитары и кавакиньо уже обойтись нельзя, так эти два инструмента закладывают основу для характерного звучания этого стиля, имея ввиду традиционное шоро, ну и важен еще конечно инструмент пандейро.
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей