Анкер и синтетические струны
#1
Отправлено 12 Апрель 2016 - 15:29
Давно уже меня мучает этот вопрос. Вроде и полезная в общем то вещь анкер, и в последнее время есть какая-то новая тенденция снабжать им в том числе и гитары с синтетическими струнами. Но вот по собственному опыту заметил, что гитары под синтетику с анкером в грифе наилучшим образом звучат все же в случае когда этот самый анкер выведен за рамки системы, ну другими словами - наиболее расслаблен)). Вот и вопрос созрел. Нужен все же он или нет? Кто как считает и какие соображения по областям применения....т.е. если нужен то для чего?
#2
Отправлено 12 Апрель 2016 - 18:37
#3
Отправлено 12 Апрель 2016 - 21:47
#4
Отправлено 13 Апрель 2016 - 02:22
Честно говоря, тоже думал в эту сторону. Это вот те самые электроакустические цельнокорпусные Годины, Ямаха делает какие-то электроакустические модели под нейлон с зауженными грифами, там еще кто-то... Нет, ну, тогда понятно. Более менее
Просто не так давно видел объявление о продаже именно испанской классической гитары и именно классической, что называется и с виду и по сути. Но в объявлении было сказано про наличие анкера. Я еще подумал - ошибка наверно, зачем он там? Но погуглив понял, что правда. Фирма называлась Camps. Впервые услышал про эту контору, вроде Испания, хотя может это такая Испания где Хуань Чжоу?)))
#5
Отправлено 13 Апрель 2016 - 07:41
#6
Отправлено 13 Апрель 2016 - 08:01
brazileiro (12 Апрель 2016 - 18:37) писал:
Натяжение нейлона такое же как и у струн электрогитары, для сравнения Daddario NYXL 10-46 имеют натяжение 46 кг, их же карбон ProArte 46FF имеет те же 46 кг натяжения. Анекр в электрогитаре - это норма, даже в таких бревнах как Gibson LesPaul с толстенным как у классики, если не больше, грифом. И вот они - электрущники, не спорят об анкере. Они спорят о том, как влияет порода дерева накладки грифа на звук. Гибсон недавно выпускал гитары с накладкой не из палисандра (как обычно делал), а из мореного клена, так сколько воя было, что гибсон уже не тот и что капитально испортился звук инструментов. А вы говорите требования к инструментам, подключенным к аппаратуре...
Классическая гитара, сделанная каким-нибудь Хуаном Педро де Гаспачо по технологии его пра-пра-пра-пра-бабушки будет стоить в разы больше чем среднестатистический инструмент ибо аутентично. И народ за этими бабушкиными гитарами будет в очереди выстраиваться. Давайте называть вещи своими именами, маркетинг он и есть маркетинг.
А уж если про анкер говорить, то в классику его таки ставят, как правило, в мастеровые модели. Разные графитовые элементы усиления ставят. Не часто, но ставят.
#7
Отправлено 13 Апрель 2016 - 08:12
SergikMak (13 Апрель 2016 - 07:41) писал:
В половине их моделей точно стоит. http://www.guitarfro...cal-guitar.html например. Очень некачественная и дешевая гитара :-)
#8
Отправлено 13 Апрель 2016 - 08:47
virkator (13 Апрель 2016 - 08:01) писал:
brazileiro (12 Апрель 2016 - 18:37) писал:
Натяжение нейлона такое же как и у струн электрогитары, для сравнения Daddario NYXL 10-46 имеют натяжение 46 кг, их же карбон ProArte 46FF имеет те же 46 кг натяжения. Анекр в электрогитаре - это норма, даже в таких бревнах как Gibson LesPaul с толстенным как у классики, если не больше, грифом. И вот они - электрущники, не спорят об анкере. Они спорят о том, как влияет порода дерева накладки грифа на звук. Гибсон недавно выпускал гитары с накладкой не из палисандра (как обычно делал), а из мореного клена, так сколько воя было, что гибсон уже не тот и что капитально испортился звук инструментов. А вы говорите требования к инструментам, подключенным к аппаратуре...
Классическая гитара, сделанная каким-нибудь Хуаном Педро де Гаспачо по технологии его пра-пра-пра-пра-бабушки будет стоить в разы больше чем среднестатистический инструмент ибо аутентично. И народ за этими бабушкиными гитарами будет в очереди выстраиваться. Давайте называть вещи своими именами, маркетинг он и есть маркетинг.
А уж если про анкер говорить, то в классику его таки ставят, как правило, в мастеровые модели. Разные графитовые элементы усиления ставят. Не часто, но ставят.
Вообще-то упомянутые вами струны имеют полное название "D`ADDARIO NYXL1046 SUPER LIGHT 10-46". Не подскажите, как на русский переводится "super light"? А в описании ProArte 46FF сказано "Hard tension", однако. Сравнивать жесткий нейлон с супер-мягким металлом совсем не корректно, я бы сказал, это довольно грубое передергивание. В среднем, металлические струны однозначно имеют более высокое натяжение. Кроме того, на металле чаще используют бендинг, что еще дополнительно увеличивает нагрузку на гриф.
По поводу стоимости гитары ручного изготовления, стоимость ее определяется не аутентичностью древней технологии, а тщательным выбором материалов, высокой трудоемкостью ручного труда и учетом пожеланий заказчика еще на этапе изготовления.
Свойства древесины одного и того же дерева у комля и в районе кроны могут отличаться буквально в разы. Теперь представьте, что у вас есть бревно из резонансной ели, длиной метров 50, а то и больше, из которого можно сделать несколько сотен дек для гитар, но только несколько штук из них будут действительно иметь хороший звук. На фабрике вам сделают из этого бревна 100500 гитар, из которых две-три будут звучать не хуже мастеровых. Настоящий мастер сделает одну - две гитары, но выберет для них именно ту деревяшку, которая будет звучать.
Вот и весь "маркетинх".
А по поводу установки анкера в мастеровые гитары. Ну может кому-то из клиентов нравится иметь возможность регулировать степень прогиба грифа, почему нет?
#9
Отправлено 13 Апрель 2016 - 09:13
SergikMak (13 Апрель 2016 - 08:47) писал:
virkator (13 Апрель 2016 - 08:01) писал:
brazileiro (12 Апрель 2016 - 18:37) писал:
Натяжение нейлона такое же как и у струн электрогитары, для сравнения Daddario NYXL 10-46 имеют натяжение 46 кг, их же карбон ProArte 46FF имеет те же 46 кг натяжения. Анекр в электрогитаре - это норма, даже в таких бревнах как Gibson LesPaul с толстенным как у классики, если не больше, грифом. И вот они - электрущники, не спорят об анкере. Они спорят о том, как влияет порода дерева накладки грифа на звук. Гибсон недавно выпускал гитары с накладкой не из палисандра (как обычно делал), а из мореного клена, так сколько воя было, что гибсон уже не тот и что капитально испортился звук инструментов. А вы говорите требования к инструментам, подключенным к аппаратуре...
Классическая гитара, сделанная каким-нибудь Хуаном Педро де Гаспачо по технологии его пра-пра-пра-пра-бабушки будет стоить в разы больше чем среднестатистический инструмент ибо аутентично. И народ за этими бабушкиными гитарами будет в очереди выстраиваться. Давайте называть вещи своими именами, маркетинг он и есть маркетинг.
А уж если про анкер говорить, то в классику его таки ставят, как правило, в мастеровые модели. Разные графитовые элементы усиления ставят. Не часто, но ставят.
Вообще-то упомянутые вами струны имеют полное название "D`ADDARIO NYXL1046 SUPER LIGHT 10-46". Не подскажите, как на русский переводится "super light"? А в описании ProArte 46FF сказано "Hard tension", однако. Сравнивать жесткий нейлон с супер-мягким металлом совсем не корректно, я бы сказал, это довольно грубое передергивание. В среднем, металлические струны однозначно имеют более высокое натяжение. Кроме того, на металле чаще используют бендинг, что еще дополнительно увеличивает нагрузку на гриф.
По поводу стоимости гитары ручного изготовления, стоимость ее определяется не аутентичностью древней технологии, а тщательным выбором материалов, высокой трудоемкостью ручного труда и учетом пожеланий заказчика еще на этапе изготовления.
Свойства древесины одного и того же дерева у комля и в районе кроны могут отличаться буквально в разы. Теперь представьте, что у вас есть бревно из резонансной ели, длиной метров 50, а то и больше, из которого можно сделать несколько сотен дек для гитар, но только несколько штук из них будут действительно иметь хороший звук. На фабрике вам сделают из этого бревна 100500 гитар, из которых две-три будут звучать не хуже мастеровых. Настоящий мастер сделает одну - две гитары, но выберет для них именно ту деревяшку, которая будет звучать.
Вот и весь "маркетинх".
А по поводу установки анкера в мастеровые гитары. Ну может кому-то из клиентов нравится иметь возможность регулировать степень прогиба грифа, почему нет?
То, что они называются суперлайт - это тоже маркетинг. 10-46 - это стандарт дефакто, на нем играют подавляющее число гитаристов. Джазисты предпочитают пожестче - это да, но это не в разы, а на пару тройку килограмм больше. как его назвал производитель - это дело их маркетологов. У нейлона тоже понятие жесткий/мягкий размыто. Жесткий нейлон LaBella по натяжению примерно соответствует нормальному Savarez. Поэтому надо смотреть не в "super extra medium light" а в килограммы. Если вам угодно, то дадарио карбон 45 FF имеет 43 кг натяжения - это значительно меньше чем 46 кг их же металла??
Настоящий мастер - это как сферический конь в вакууме, давайте конкретно. Ни один мастер в мире не купит бревно 50 метров, чтобы сделать из него две гитары. Во-первых потому, что дерево пригодное для инструментов не в бревнах продается, а в заготовках из которых можно сделать 2-3 грифа, столько же дек и обечаек. Вот из них, то и выбирают, что подходит, что нет. И стоят они не миллионы. Вы так рассуждаете, что нормальный повар купит целую корову, чтобы вырезать из нее 3 кг хорошего мяса. Во-вторых, потому, что мастеру надо еще гитару продать и заработать. Хорошая мастеровая гитара - это не значит очень дорого. Очень дорого - значит PR.
Про анкер - дело не в том, что нравится или нет, а в том, что это удобно. Я не выступаю за то что все гитары надо срочно оборудовать анкерами. Просто объективно: есть сказки и мифы, а есть практика. Практика говорит, что анкер оказывается достаточно удобным приспособлением, когда гриф повело.
Сообщение отредактировал virkator: 13 Апрель 2016 - 09:21
#10
Отправлено 13 Апрель 2016 - 11:13
virkator (13 Апрель 2016 - 09:13) писал:
SergikMak (13 Апрель 2016 - 08:47) писал:
virkator (13 Апрель 2016 - 08:01) писал:
brazileiro (12 Апрель 2016 - 18:37) писал:
Натяжение нейлона такое же как и у струн электрогитары, для сравнения Daddario NYXL 10-46 имеют натяжение 46 кг, их же карбон ProArte 46FF имеет те же 46 кг натяжения. Анекр в электрогитаре - это норма, даже в таких бревнах как Gibson LesPaul с толстенным как у классики, если не больше, грифом. И вот они - электрущники, не спорят об анкере. Они спорят о том, как влияет порода дерева накладки грифа на звук. Гибсон недавно выпускал гитары с накладкой не из палисандра (как обычно делал), а из мореного клена, так сколько воя было, что гибсон уже не тот и что капитально испортился звук инструментов. А вы говорите требования к инструментам, подключенным к аппаратуре...
Классическая гитара, сделанная каким-нибудь Хуаном Педро де Гаспачо по технологии его пра-пра-пра-пра-бабушки будет стоить в разы больше чем среднестатистический инструмент ибо аутентично. И народ за этими бабушкиными гитарами будет в очереди выстраиваться. Давайте называть вещи своими именами, маркетинг он и есть маркетинг.
А уж если про анкер говорить, то в классику его таки ставят, как правило, в мастеровые модели. Разные графитовые элементы усиления ставят. Не часто, но ставят.
Вообще-то упомянутые вами струны имеют полное название "D`ADDARIO NYXL1046 SUPER LIGHT 10-46". Не подскажите, как на русский переводится "super light"? А в описании ProArte 46FF сказано "Hard tension", однако. Сравнивать жесткий нейлон с супер-мягким металлом совсем не корректно, я бы сказал, это довольно грубое передергивание. В среднем, металлические струны однозначно имеют более высокое натяжение. Кроме того, на металле чаще используют бендинг, что еще дополнительно увеличивает нагрузку на гриф.
По поводу стоимости гитары ручного изготовления, стоимость ее определяется не аутентичностью древней технологии, а тщательным выбором материалов, высокой трудоемкостью ручного труда и учетом пожеланий заказчика еще на этапе изготовления.
Свойства древесины одного и того же дерева у комля и в районе кроны могут отличаться буквально в разы. Теперь представьте, что у вас есть бревно из резонансной ели, длиной метров 50, а то и больше, из которого можно сделать несколько сотен дек для гитар, но только несколько штук из них будут действительно иметь хороший звук. На фабрике вам сделают из этого бревна 100500 гитар, из которых две-три будут звучать не хуже мастеровых. Настоящий мастер сделает одну - две гитары, но выберет для них именно ту деревяшку, которая будет звучать.
Вот и весь "маркетинх".
А по поводу установки анкера в мастеровые гитары. Ну может кому-то из клиентов нравится иметь возможность регулировать степень прогиба грифа, почему нет?
То, что они называются суперлайт - это тоже маркетинг. 10-46 - это стандарт дефакто, на нем играют подавляющее число гитаристов. Джазисты предпочитают пожестче - это да, но это не в разы, а на пару тройку килограмм больше. как его назвал производитель - это дело их маркетологов. У нейлона тоже понятие жесткий/мягкий размыто. Жесткий нейлон LaBella по натяжению примерно соответствует нормальному Savarez. Поэтому надо смотреть не в "super extra medium light" а в килограммы. Если вам угодно, то дадарио карбон 45 FF имеет 43 кг натяжения - это значительно меньше чем 46 кг их же металла??
Настоящий мастер - это как сферический конь в вакууме, давайте конкретно. Ни один мастер в мире не купит бревно 50 метров, чтобы сделать из него две гитары. Во-первых потому, что дерево пригодное для инструментов не в бревнах продается, а в заготовках из которых можно сделать 2-3 грифа, столько же дек и обечаек. Вот из них, то и выбирают, что подходит, что нет. И стоят они не миллионы. Вы так рассуждаете, что нормальный повар купит целую корову, чтобы вырезать из нее 3 кг хорошего мяса. Во-вторых, потому, что мастеру надо еще гитару продать и заработать. Хорошая мастеровая гитара - это не значит очень дорого. Очень дорого - значит PR.
Про анкер - дело не в том, что нравится или нет, а в том, что это удобно. Я не выступаю за то что все гитары надо срочно оборудовать анкерами. Просто объективно: есть сказки и мифы, а есть практика. Практика говорит, что анкер оказывается достаточно удобным приспособлением, когда гриф повело.
Во-первых, цифра "46" в названии струн D'Addario означает не натяжение, а диаметр 6-ой струны в тысячных долях дюйма.
Вот здесь можно посмотреть килограммы: http://guitarhouse.b...&product_id=377
Размеры струн NYXL1046
D'addario:
Струна Нота Диаметр Дюйм Диаметр мм. Натяжение Кг.
1 E 0.0100 0.2540 7.363
2 B 0.0130 0.3302 6.987
3 G 0.0170 0.4318 7.527
4 D 0.0260 0.6604 8.312
5 A 0.0360 0.9144 8.603
6 E 0.0460 1.1684 7.640
Сложив килограммы, получим суммарное натяжение 46,396 Кг.
На струнах той же D'Addario для классической гитары высокого натяжения D`ADDARIO EJ46 PRO-ARTE NYLON HARD TENSION на задней стороне упаковки также можно увидеть килограммы:
Складываем килограммы: 7.63+5.63+5.58+7.37+7.69+6.90 = 40.8
Как видите, разница 5.596 Кг, не так уж и мало.
В процентах это ((46.396-40.8)/40.8)*100% = 13.7%
Во-вторых, производитель электрогитар заранее не знает, какие струны взбредет музыканту поставить на гитару, может вы захотите какие-нибудь супер-тяжелые калибра 12-60?
Конструкция же классической гитары - давно устоявшаяся и разница в натяжении струн разных производителей не так уж и велика. Кроме того, мастеровые классические гитары как правило делают под какой-то определенный вид струн.
Теперь по поводу мастеров. Естественно, ни один мастер не станет покупать целиком бревно из резонансной ели, но для того, чтобы выбрать из уже распиленных заготовок для дек ту, которая реально хорошо будет звучать надо самому лично перелопатить, простукать, прослушать, тщательно просмотреть десятки штук. Daniel Friederich, например, не гнушался также разными замерами физических параметров заготовок. Хорошо, если ваш поставщик древесины находится рядом в вашем же городе, а если за нужной деревяшкой надо ехать за сотни километров?
Далее, допустим вы купили нужную заготовку, вы тут же кинетесь строгать ее? Хороший мастер положит заготовку на полочку и даст ей вылежаться минимум пол-года, а лучше годик-другой. Все это увеличивает время изготовления инструмента, а значит и его стоимость. Ведь пока заготовка вылеживается, мастер что-то должен кушать?
Ну и наконец, по поводу "пра-пра-...-пра-бабушкиных" технологий - вы в корне не правы. Сколько мастеров - столько и технологий. Расположение пружин, их количество, размеры, форма профиля, всего не перечислишь - вариаций может быть очень много, как и поля для экспериментов.
#11
Отправлено 13 Апрель 2016 - 12:35
SergikMak (13 Апрель 2016 - 11:13) писал:
Мастера они сами могут написать, прям так по клаве тык, тык. Как будто есть где-то плохие мастера, и непонятно чего плохой мастер делать будет. Сидит такой дядька, ждет годик другой, пока у него заготовка полежит и жрёт, всё время жрёт и жрёт, мастера они такие. Никто ничего не ждет, пока лежит делают из того, что было заготовлено раньше. У мастера этих дров лежит, вылеживается кучи и все время надо обновлять на потом. В гитаре, если отбросить всякие пиары брэнды, стоит то - как она звучит. Вот чтобы она звучала соответственно, надо и дерево и технологии. Если попроще то и дерево дешевле и технология попроще будет. Если делать для тех кто выступает с концертами, на конкурсах, то тут простым не обойдешься, и дерево баксов под 500 минимум и технология такая, что в год три штуки максимум можно успеть, если вкалывать. А если кто-то хочет кучу денег за инструмент, который по чертежам самого этого самого и не играет, так как надо музыкантам, то это просто хотелки. Не от хорошей жизни гитара стоит дорого для музыканта и дешево для мастера.
Сообщение отредактировал Дмитрий Разумов: 13 Апрель 2016 - 12:36
#12
Отправлено 13 Апрель 2016 - 13:51
Мастера в основном просто делают как умеют из того что могут достать и из соображений конечной цены - чтобы потом кто-то мог это позволить себе купить. Ну, не в минус же им делать гитары, правильно? И ни один мастер никогда не станет "гуру" до тех пор пока его гитары не начнет использовать/продвигать хоть один хороший вдохновляющий исполнитель. Звучит ведь все-таки человек, а не гитара, так зачем лезть в эти дебри мозгокрутства? Нужно просто учиться-учиться-учиться играть Гитара же все же только инструмент для самовыражения. Если надо забить гвоздь и под рукой нет хорошего молотка - берешь камень валяющийся тут же рядом у дороги и вколачиваешь)))
Ну, и по струнам, если уж речь зашла. Вот мне кажется, что "толще" это для понижения строя. Сам так делаю. А не для штангистов-гитаристов Все же как бы не отличались руки у людей, но в основном калибр удобен именно в определенном строе (ну, и мензуре), хотя и есть наверно небольшой физиологический +/-
Не хотел никого осекать - диспутируем далее)))
#13
Отправлено 13 Апрель 2016 - 13:52
Цитата
Я в курсе
Сами же видите как отличается в натяжении карбон от нейлона - на те же 13% - 46 против 40 килограмм. Плюс/минус пол-кило. А дальше начинается тоска по анкеру Вместо того, чтобы подвернуть винт на четверть оборота и убрать лишний прогиб после установки карбона, приходится снимать струны, пилить задний порожек и т.п. Ну или ставить другой. И ни какой производитель классики не скажет ни когда что взбрендит в голову музыканту. Все точно так же как и в электре. Еще раз повторюсь, классика больше подвержена традиционализму, потому что это... классика. Мастеровые гитары возможно и делают под конкретные модели струн, хотя я в этом не уверен, не встречал такого ни разу. Но если клиент настолько оригинален, то ему можно продать и такую гитару )
Цитата
Мастер наверное возьмет заготовку, которая уже вылежалась. Мастер без запаса древесины - это плохой мастер
Цитата
У всех тяжелая работа, я не спорю. Мы возможно с вами говорим о разном. Вы какой ценник имеете в виду?
#14
Отправлено 13 Апрель 2016 - 14:10
SergikMak (13 Апрель 2016 - 08:47) писал:
virkator (13 Апрель 2016 - 08:01) писал:
brazileiro (12 Апрель 2016 - 18:37) писал:
Классическая гитара, сделанная каким-нибудь Хуаном Педро де Гаспачо по технологии его пра-пра-пра-пра-бабушки будет стоить в разы больше чем среднестатистический инструмент ибо аутентично. И народ за этими бабушкиными гитарами будет в очереди выстраиваться. Давайте называть вещи своими именами, маркетинг он и есть маркетинг.
По поводу стоимости гитары ручного изготовления, стоимость ее определяется не аутентичностью древней технологии, а тщательным выбором материалов, высокой трудоемкостью ручного труда и учетом пожеланий заказчика еще на этапе изготовления.
Свойства древесины одного и того же дерева у комля и в районе кроны могут отличаться буквально в разы. Теперь представьте, что у вас есть бревно из резонансной ели, длиной метров 50, а то и больше, из которого можно сделать несколько сотен дек для гитар, но только несколько штук из них будут действительно иметь хороший звук. На фабрике вам сделают из этого бревна 100500 гитар, из которых две-три будут звучать не хуже мастеровых. Настоящий мастер сделает одну - две гитары, но выберет для них именно ту деревяшку, которая будет звучать.
Вот и весь "маркетинх".
А вот и наглядный пример жертвы маркетинга)))
#15
Отправлено 13 Апрель 2016 - 14:58
#16
Отправлено 13 Апрель 2016 - 15:18
AnGr (13 Апрель 2016 - 13:51) писал:
Есть и мистика и тайны и гитары звучащие, даже мастера эпические. Всё это в реальной жизни. Секретиков как раз и нету. Всё, что можно описать словами давно написано. Есть еще то, что словами не рассказать.
AnGr (13 Апрель 2016 - 13:51) писал:
#17
Отправлено 14 Апрель 2016 - 06:39
Дмитрий Разумов (13 Апрель 2016 - 15:18) писал:
AnGr (13 Апрель 2016 - 13:51) писал:
Это не мифы и легенды, а реалии нашей жизни. Наши мастера по большей части действительно делают из того, что могут достать. Да и "почерк" у каждого свой. Не сделает Дмитрий Разумов мне гитару Ramirez 1A, даже если я ему закажу именно такую))))
#18
Отправлено 14 Апрель 2016 - 21:09
13-15% разницы в натяжении струн - не так уж и мало. Согласно справочнику Кузнецова "Акустика музыкальных элементов" напряжение струны должно быть 0,6...0,8 предела упругости (стр. 100). Предел упругости - это прочностная характеристика материала струны, при превышении величины которой струна может стать непригодной для использования. То есть, запас прочности струны составляет всего 20...40%.
Струна - не единственная деталь гитары, работающая в режиме такой жесткой нагрузки. Верхняя дека гитары имеет толщины всего 2,5...2,7 мм в районе подставки и уменьшается до 1,9...2,0 мм к краю. Толщина нижней деки - около 2 мм. Замечу, что на классике струна крепится нижним концом к подставке, приклеенной к тонкой деке, а не к толстой сплошной деревяшке, как на электрогитарах. Так что ставя на классику струны супер-пупер высокого натяжения можно скорее добиться трещин на деке, чем заметного прогиба грифа, а деку анкер не спасет.
#19
Отправлено 14 Апрель 2016 - 22:30
#20
Отправлено 14 Апрель 2016 - 23:45
Методы борьбы с последним давно известны и не требуют применения анкера:
Это картинка из учебника для ПТУ 1988 г. издания.
Одна из половинок переворачивается на 180 градусов для того, чтобы при изменении влажности изгиб одной половинки компенсировал изгиб другой.
Ну конечно, на электрогитаре много чего можно покрутить, и, когда повзрослевший электрушник начинает проявлять интерес к классической гитаре, у него начинается "тоска по анкеру". Тут-то как раз и приходит на выручку всемогущей маркетинг и начинает впаривать классику с анкером и прочими улучшениями. Почему бы и нет? Ведь если есть спрос, будет и предложение.
Кстати, а почему "Гибсон" отказался от использования палисандра в качестве накладки? Не потому ли, что палисандр растет очень медленно, а уничтожается несравненно быстрее, а разница в звуке электрогитары с палисандровой и кленовой накладкой - скорее результат самовнушения, чем реальный факт?